Содержание статьи
    Также по теме

    КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ

    КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ (начало 12 в. – после 1164), церковный писатель, первый русский богослов.

    Судя по его прозвищу, был родом из Смоленской земли (хотя это мнение и оспаривается, поскольку корнем тут может быть и просто имя Смолята). Жил схимником в монастыре в Зарубе (город в Киевской земле на берегу Днепра, напротив устья Трубежа). Когда в 1147 великий князь Изяслав Мстиславич собрал в Киеве епископов с тем, чтобы они самостоятельно, без содействия патриарха Константинопольского, избрали первосвятителя (митрополита), выбор пал на Климента; часть епископов выразила свое несогласие с этим актом, осуществленным в обход Константинополя. Возникший церковный разлад наложился на политическую смуту. В процессе борьбы Изяслава, а затем его преемника Ростислава Мстиславича с Юрием Долгоруким за киевский престол Климент не раз лишался первосвятительской кафедры, пробыв на ней с перерывами до 1155, пока Юрий не овладел Киевом.

    В летописи упоминается как такой «книжник и философ, каких в Русской земле еще не бывало». До нас дошло лишь одно сочинение, бесспорно ему принадлежащее, Послание Климента митрополита русского Фоме пресвитеру, старейший список которого датируется 15 в. Климент обнаруживает знакомство с античной классикой, прибегает к аллегорическому толкованию спорных мест из Священного писания, не ограничиваясь буквальным их пониманием. Однако в предисловии с характерным для христианского автора того времени смиренным самоуничижением Климент отводит упреки Фомы в тщеславии, подчеркивая, что не «творит себя философом». Византийская ученость в лице Клиента органически сопрягается с высоким церковно-славянским стилем. Ему приписываются также тексты Слово о любви и Слово в неделю сыропустную.

    Климент был знатоком трудов не только византийских, но и античных авторов, в первую очередь Платона и Аристотеля, по его определению, «славных мужей античного мира». Ссылаясь на авторитет Святых Отцов, Климент Смолятич обосновывал в своих сочинениях «полезность» философии, необходимой для понимания внутреннего смысла Священного Писания. В Послании Фоме Климент утверждал: «Христос сказал святым ученикам и апостолам: «Вам дано знать тайны царствия, а для прочих – притчи». Не в том ли моя философия..., что описанные у евангелиста чудеса Христовы хочу разуметь иносказательно и духовно?» (Златоструй. Древняя Русь X–XIII вв. М., 1990). В своих сочинениях он постоянно обращается к поучениям Григория Богослова, крупнейшего представителя каппадокийской, высоко интеллектуальной традиции. Продолжил он и традицию, идущую от митрополита Илариона: противопоставлял ветхозаветной религии «закона» христианство как религию «благодати» и связывал с христианством принципиально новую эпоху всемирной истории.

    Климент Смолятич особо подчеркивал исключительную роль человека, наделенного свободой воли и являющегося своего рода центром тварного мира, связующим звеном между ним и Богом. Не имея возможности постичь божественную «премудрость», человек, однако, не лишен способности к богопознанию. Постигая мир как разумно организованное Божье творение, человек тем самым как бы приближается к Творцу. «И если Бог о бессловесных заботится и все делает так, то ради нас, созданных по образу и подобию Божию, какого чуда не совершит...», – писал митрополит. Климента по праву считают одним из основоположников «нестяжательства» в православном богословии. Он доказывал, что подлинная духовная свобода предполагает отречение от имущественного бремени. В Поучении… прославлял трудовую аскезу монастырских подвижников, посвящающих свои труды не только собственному спасению, но и спасению всех, кто остается в миру.

    Литература

    Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. СПб, 1892
    Послание Климента Смолятича – В кн.: Памятники литературы Древней Руси XII в. М., 1980