Содержание статьи

    КЛИР

    КЛИР (лат. clericus, от греч. kleros, «жребий», «часть наследства»), духовенство, совокупность духовных лиц, официально выделенных для служения Богу и таким образом отличающихся от мирян.

    В Римско-католической и Восточно-православных церквах кандидаты посвящаются в сан епископом посредством рукоположения. Различие между духовенством и мирянами подчеркивается у католиков и православных особой одеждой, безбрачием священников и епископов (у католиков) и епископов (у православных), а также т.н. неизгладимой печатью таинства священства, полученной при посвящении в сан. В протестантских церквах клирики и миряне отличаются не столь сильно.

    В новозаветных посланиях указывается, что Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф 4:11; несколько иной список приводится в 1 Кор 12:28). Кроме таких общих терминов, как «предстоятели ваши в Господе» (1 Фес 5:12) и «наставники ваши, которые проповедывали вам слово Божие» (Евр 13:7), встречаются два более определенных термина, обозначающих духовных лидеров: епископы («надзиратели», «блюстители») и пресвитеры («старейшины»). Диаконы («служители») упоминаются в других местах. Для этих фактов предложено два объяснения. Традиционная католическая интерпретация связывает их с утверждением Игнатия Антиохийского (ок. 110), описывающего диаконов, священников и епископов как три различных степени церковного служения; эти данные рассматриваются как доказательство того, что с самого начала существовало три чина, дарованные божественным установлением и различающиеся по своей сущности: апостолы и их преемники, священники, помогавшие им, и диаконы (о которых говорится в Деян 6). Большинство протестантских теологов видят во взаимозаменяемости слов episkopoi и presbyteroi в Новом Завете подтверждение того, что в раннем христианстве церковная иерархия еще не обрела четко зафиксированных форм и что епископство является более поздним церковным институтом.

    Церкви, которые сохранили традиционное учение о том, что священство есть таинство, добавили к уже упомянутым трем степеням священства разное число низших степеней, от привратника, чтеца, экзорциста и аколуфа до иподиакона; последний включен в Римском каноническом праве в число главных степеней священства. В тех же церквах клирики делятся на регулярных и мирских, в зависимости от того, являются ли они членами монашеских орденов или других церковных учреждений, где даются монашеские обеты.

    Кроме иерархии степеней священства у клириков, существует ряд церквей с параллельной, но вполне четкой иерархией административной власти. (Обоснования этих иерархий и соответствующие организационные детали изложены в статьях ПАПСТВО; ЕПИСКОП; СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ; и в статьях, посвященных отдельным церквам.) Наиболее развитая и крепкая система сформировалась в Римско-католической церкви. Другие епископальные церкви, такие, как Восточно-православные церкви, Церковь Англии и Протестантская епископальная церковь в Америке, также придерживаются тройной системы священства – епископы, священники и диаконы – и сохраняют непрерывное преемство епископов со времен апостольских. Далее, они утверждают, что без епископов, в чьей исключительной компетенции находится рукоположение священников и диаконов, не было бы духовенства, ответственного за учение, провозглашение отпущения грехов и совершение таинств, и, строго говоря, не было бы ни одной церкви. Пресвитерианские, реформатские, конгрегационалистские, баптистские, лютеранские и методистские и другие церкви, придерживаются в целом «равенства служения». Методисты, а также Евангелические объединенные братья и несколько небольших сект имеют епископов, избираемых народом, но эти выборные епископы не могут претендовать на принадлежность к более высокой духовной степени или к апостольскому преемству. Протестантские епископы имеются в Скандинавии и Германии (но не среди американских лютеран). В обыденной речи слово «священник» употребляется в отношении священнослужителя Епископальной церкви. Однако он не применим к клирикам других протестантских церквей, если только под ним не подразумевается всеобщее священство всех верующих.

    См. также ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ.