Содержание статьи
    Также по теме

    КУМАРИЛА БХАТТА

    КУМАРИЛА БХАТТА (санскр. ), индийский философ, основатель одной из двух основных школ мимансы. Деятельность Кумарилы приходится на 7 в., местом его рождения считается Южная Индия. Кумариле принадлежат четыре сочинения.

    Шлокаварттика (Изложение учения в стихах) – капитальный труд в 25 главах. Кумарила отстаивает безначальность Вед, которая гарантирует их истинность, приводит новые, в сравнении с Мимансасутра-бхашьей, обоснования «природного» характера связи между словом и объектом, анализирует значение предложения. Кумарила подвергает критике основные доктрины буддистов, в том числе учение о мгновенности сущего (как отрицающее причинность), а также такие концепции Дигнаги, как теория значений слов как отрицаний других значений (амоха-вада) и отождествление средства и результата познания. В противовес наяикам, отстаивавшим внешний критерий истины, он настаивает на ее самодостоверности (уверенность в истине не требует никаких «внешних» обоснований). Вопреки вайшешикам, видевшим в соотношении универсалии и конкретного предмета реляцию присущности, Кумарила предлагает считать актуальным отношение тождества-в-различии (бхеда-абхеда). Однако многое Кумарила заимствует у вайшешиков – прежде всего, категориальную систему, принимая без изменений первые четыре категории вайшешики (субстанция, качество, действие и общее – с различением большей общности и меньшей) в качестве «положительных» (бхава), а также последнюю категорию – небытия, которая характеризуется как «отрицательная» (абхава) и в которой различаются четыре подкласса, вновь заимствованные у вайшешиков (предшествующее небытие – вещи до ее появления, последующее – вещи после ее разрушения, взаимное – двух вещей относительно друг друга, абсолютное – фантомных объектов, типа рогов зайца, небесного цветка или сына бесплодной женщины). Кумарила разрабатывает также учение о двух ступенях восприятия – первоначального отражения (нирвикальпака) и конкретной перцепции, включающей номинацию объекта (савикальпака). Ни один источник знания, по Кумариле, не позволяет убедиться в существовании Божества (атомы могут «собираться» в протяженные тела и без его участия – действием автономного закона кармы), но все они позволяют обосновать существование Атмана как необходимого субстрата внутренних состояний и действий.

    Тантраварттика и Туптика представляют собой стихотворные субкомментарии к Миманса-сутре – комментарии к Мимансасутра-бхашье Шабарасвамина: первый охватывает первые три книги сутр мимансы, второй – девять остальных. Дхарма – это набор правил, которые изложены в священных текстах и рассматриваются в зависимости от времени, места и особых условий.

    Кумарила написал также Брихаттику (Великий комментарий), фрагменты которого цитируются в Таттвасанграхе буддиста-виджнянавадина Шантаракшиты (8 в.).

    Хотя считается, что Кумарила именовал своего старшего современника, основателя другой школы мимансы Прабхакару, «гуру», он находился в оппозиции ему по столь многим вопросам, что представители других даршан нередко рассматривали их как основателей двух различных философских школ.