Содержание статьи
Также по теме

ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД

ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД (Lonergan, Bernard J.F.) (1904–1984), канадский католический теолог и философ. Родился в Бакингеме (провинция Квебек) 17 декабря 1904. В 18 лет вступил в Общество Иисуса. В 1926–1929 изучал философию в Хейтроп-колледже и романскую филологию, классическую филологию и математику в Лондонском университете. В 1930–1933 преподавал древние языки и естественные науки в Лойола-колледже в Монреале. Затем его направили в Папский Григорианский университет в Рим для изучения теологии (1933–1937), и в 1936 он был рукоположен в священники. В 1938 Лонерган возвратился в Рим, где подготовил и защитил докторскую диссертацию (1940). В 1940–1953 он – профессор догматики в Монреале и Торонто, в 1953–1965 – преподавал догматику в Григорианском университете в Риме. В 1965 он возвратился в Реджис-колледж в Торонто. В 1969 – член Международной теологической комиссии в Риме, в 1971–1972 – профессор католической теологии в Гарвардской теологической школе, а в 1975–1983 – профессор теологии в Бостон-колледже (Честнат-Хилл, шт. Массачусетс). После выхода на пенсию он жил в Пикеринге (провинция Онтарио, Канада), где умер 26 ноября 1984. Лонерган был удостоен многих научных наград и отличий, избран членом-корреспондентом Британской академии наук и отмечен высшим орденом своей родины – «Орденом Канады». См. также ИЕЗУИТЫ.

 Photo by Gerald Campbell. Courtesy of the Lonergan Research Institute     БЕРНАРД ЛОНЕРГАН

Научные труды.

В англоязычной теологии Лонерган занимает место, сопоставимое с местом Карла Ранера в немецкоязычной теологии. Как и Ранер, Лонерган опирался на Предание (Традицию) и посредством новой его интерпретации искал дальнейших путей развития теологии. В мышлении Лонергана решающую роль, как и у Ранера, играет трансцендентальная рефлексия. В диссертации Благодать и свобода: Побуждающая благодать в учении св. Фомы Аквинского (Grace and Freedom: Operative Grace in the Thought of St. Thomas Aquinas) рассматривается проблема взаимодействия божественной благодати и человеческой свободы и дается обзор развития этой проблематики от Августина до Фомы Аквинского, а также подробный анализ развития учения у Фомы. Решение Аквината, к которому он пришел после серьезного уточнения предшествующих теологических концепций и интенсивной полемики с аристотелевским учением о причинах и с арабскими философами, подняло понятийную разработку этой проблемы на уровень, который не был впоследствии достигнут ни в номинализме, ни в барочной схоластике (спор о благодати между сторонниками Баньеса, 1528–1604, и Молины, 1535–1600), ни в философии Просвещения.

Лонерган проясняет употребление Фомой слова «сверхъестественный», используемого им для обозначения всего, что для Бога в его божественности «естественно», для человека же означает благодатный дар. В отличие от Фомы, у которого такое словоупотребление встречается в контексте идеи соучастия, поздние комментаторы употребляют оппозицию «сверхъестественный – естественный» для различения уровней (областей) тварной действительности. Столь же важным представляется Лонергану прояснение томистского понятия «обращение» (conversio).

В книге Verbum: Слово и идея у Аквината (Verbum: Word and Idea in Aquinas, 1967), представляющей собой сборник статей теолога конца 1940-х годов, Лонерган, отправляясь от учения о душе, развитого Аристотелем, и от интроспекции (самонаблюдения), переходит к исследованию субъекта и субъективности, начало которому положил Августин. Оба момента присутствуют в томистской концепции исхождения внутреннего слова. Фома – прошедший школу Аристотеля, его наблюдений и понятийных определений, а также школу Августина – шаг за шагом прослеживает процесс исхождения слова как подлинной цели познания. Учитывая современные философские идеи и наблюдения, Лонерган реконструирует значение понятия «слово» (verbum) у Фомы и от наделенного даром слова человека как образа Бога переходит к Троице. Дух человека есть образ Пресвятой Троицы, поскольку из его понимания (intelligere) исходит внутреннее слово, а из этого события возникает любовь.

Этот тщательный анализ, посредством которого Лонерган стремился развить программу папы Льва XIII – «Обогащать и совершенствовать старое новым» (Vetera novis augere et perficere), он завершает в своем самом объемистом труде Проникновение в суть: Исследование человеческого понимания (Insight: A Study of Human Understanding, 1957). Цель этого философского исследования – внести понимание в само понимание. Необходимо осмыслить четыре акта познания – опыт, понимание, суждение и принятие решения – и на этой основе прояснить методы естественных и гуманитарных наук и увидеть их взаимосвязь. Во второй части книги речь идет о понимании самоутверждения познающего человека и понимании предельных и всеобъемлющих форм понимания, а именно возможности существования метафизики, этики и естественной теологии. Отдельным шагам доказательства в процессе исследования сопутствует анализ заблуждений и предубеждений, связанных с различными способами понимания. Поскольку Лонерган всецело опирается на внутреннее усмотрение и проникновение в акты сознания, его труд коренным образом отличается от метафизики или теории познания. Проникновение в суть можно назвать прагматикой познания, поскольку главное в книге – прояснение отдельных познавательных актов и методов.

Уже в ходе работы над Проникновением в суть Лонерган задумал разработать методологию обновленной теологии. Этот замысел осуществлен им в книге Метод в теологии (Method in Theology, 1972). Как и в Проникновении в суть, в Методе в теологии речь идет о трансцендентально-философской рефлексии об основных актах познания – опыте, понимании, суждении и принятии решений. Трансцендентально-философская рефлексия проводится в четыре этапа. Вначале осуществляется опытное постижение этих четырех форм деятельности, затем понимание этих актов, их единства и взаимосвязи. На третьем этапе выносится утвердительное суждение о реальности познанных на опыте и понятых актов. И наконец, на четвертом этапе, принимается решение «действовать в соответствии с нормами, присущими естественным взаимосвязям собственного, познанного на опыте, понятого и утвержденного акта – опыта, понимания, суждения и решения». Четвертый этап предполагает три рода обращения: обращение к истине, к нравственному благу и религиозное обращение, заключающееся в любви к божественной тайне.

Лонерган набрасывает этапы теологической работы: усвоение основных данных (свидетельств веры в их историческом контексте; религиозной практики); интерпретация и изложение полученных при этом сведений и выдвинутых гипотез, установление весомости полученных данных в их диалектической напряженности, в соотнесенности с основными теологическими концептами (Бог, Иисус Христос, церковь, спасение, человек и т.п.); разработка соответствующих категорий и различных форм теологического учения; а также постоянно обновляемая систематизация и передача полученных результатов. В этом методологическом процессе новую интерпретацию получают многие важные теологические термины («догмат», «историчность догматов» и др.).

В последние годы жизни Лонерган работал над макроэкономическим анализом новоевропейского рыночного хозяйства. Трудности, встающие перед христианскими церквами при соприкосновении с современностью, коренятся, на его взгляд, в непонимании современных экономических систем.