Также по теме

ЛУКА, СВ. ЕВАНГЕЛИСТ

ЛУКА, СВ. ЕВАНГЕЛИСТ, по преданию – автор Евангелия от Луки в Новом Завете. Предположительно, уроженец Антиохии Сирийской (совр. Антакья). Находился вместе с апостолом Павлом в Риме в то время, когда апостол был заточен в тюрьму (Кол 4:14; Флм 24), ок. 60–62 н.э., был вместе с Павлом и последующие два-три года (2 Тим 4:10). Лука считается автором не только евангелия, но и Деяний апостолов, и на основании различных деталей, приведенных в Деяниях, можно заключить, что их автор сопровождал Павла в некоторых из его миссионерских путешествиях в 50-е годы. Он получил хорошее образование и на простом и изящном греческом языке написал Деяния апостолов, самое раннее из известных нам свидетельств о зарождении христианства. Больше о его жизни ничего не известно. Св. Лука – святой покровитель художников, его символ – крылатый бык. День памяти святого 18 октября (в Русской православной церкви 18 октября по старому стилю).

Евангелие от Луки.

Третье по порядку евангелие в Новом Завете представляет собой первую часть самого раннего из сохранившихся письменных свидетельств о происхождении христианства и посвящено земной жизни Иисуса, тогда как вторая часть, Деяния апостолов, продолжает этот рассказ, повествуя о деяниях непосредственных преемников Христа (иерусалимской общины, возглавляемой Иаковом, братом Господним) и о деяниях апостола Павла.

Характер и цель евангелия.

Адресуя свое сочинение обращенному в христианство язычнику по имени Феофил, автор евангелия, по-видимому, лишь следовал литературным традициям своего времени. Его задача состояла в том, чтобы объяснить читателям, принадлежащим к той же культурной среде, что и его адресат, каково было происхождение и как осуществлялось распространение их новой веры. Хорошо знакомый с умонастроениями и идеями эллинистического мира, Лука искусно переплетал дидактический и повествовательный материал преданий о жизни Иисуса с тем, чтобы показать читателю истинную человечность Иисуса и его истинную божественность, связь служения Иисуса с божественной целью и замыслом, касающимися не только иудеев, но и всех людей, подчеркнуть человеческое достоинство женщин и убедить в важности молитвенного единения с Богом. В изложении событийной канвы жизни Иисуса евангелист в основном следует Евангелию от Марка.

Содержание евангелия.

Основные разделы: 1:1 – 2:52, рождение Иоанна Крестителя и рождение Иисуса, мальчик Иисус во Храме; 3:1-22, проповедь Иоанна Крестителя, крещение Иисуса; 3:23-38, родословие Иисуса от Адама; 4:1-13, искушение Иисуса в пустыне; 4:14-9:50, деяния Иисуса, преимущественно – в Галилее; 9:51-19:27, приход в Иерусалим; 19:28-23:56, последняя неделя жизни Иисуса, его распятие и погребение; 24:1-53, события после воскресения Иисуса, наставления ученикам, отправляемым на проповедь.

Источники.

Материал евангелия, общий с материалом евангелий от Матфея и от Марка, основан на свидетельствах об Иисусе, исходящих от первого поколения христиан. Вместе с тем Лука кое-что говорит о своих изысканиях, предшествовавших написанию евангелия (1:1-4), указывая тем самым на то, что уже в эту эпоху многие рассказы очевидцев были записаны и доступны читателям. Очевидно, в число этих первых письменных свидетельств входило и известное нам Евангелие от Марка. В Евангелии от Луки можно обнаружить также определенную связь с Евангелием от Матфея, однако характер этой связи исследователи интерпретируют по-разному. Если исходить из традиционного взгляда на Евангелие от Матфея как первого по времени написания, то можно предполагать, что Лука его читал. Если же отказаться от этого взгляда, то детальное сопоставление текстов Луки, Матфея и Марка может привести к выводу, что в числе источников, на которые опирался Лука, были письменные свидетельства, доступные также и автору Евангелия от Матфея (и почти не использовавшиеся Марком). Другие источники, на которые мог опираться Лука, идентифицировать не удается.

Стиль.

Если не считать вступления (1:1-4) в классическом стиле, Евангелие от Луки написано разговорным греческим языком (койне) 1 в. н.э. Лексика Луки – и в тех случаях, когда он касается вопросов еврейской религии, и тогда, когда он говорит о вещах обыденных, – указывает на его принадлежность к языческой культуре.

Датировка.

Евангелие от Луки было написано во второй половине 1 в., приблизительно между 80 и 100 н.э. Согласно Деян 1:1, евангелие было написано раньше Деяний апостолов, однако это не помогает нам установить дату его написания, так как мы не знаем времени написания Деяний. Иногда говорят, что Деяния должны были быть написаны до смерти апостола Павла, поскольку в них отсутствует упоминание об этом событии. Однако автор мог не ставить своей целью проследить историю апостола Павла после его прибытия в Рим. Многие ученые принимают за дату написания евангелия приблизительно 90 н.э., что хорошо согласуется со свидетельствами самого евангелия и Деяний и с современной исторической реконструкцией событий, относящихся к эпохе апостолов.

Евангелие от Луки особенно ценится за его литературное изящество, за то, что Иисус изображен в нем в окружении других живых лиц, за сохраненные только в этом евангелии изречения Иисуса и свидетельства о его деяниях, не упоминаемых в других евангелиях, и, наконец, за четкую юридическую формулировку обвинений, выдвинутых против Иисуса: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (23:2).