Содержание статьи
    Также по теме

    МАДХАВА

    МАДХАВА (санскр. ) = Видьяранья , индийский философ адвайта-веданты 14 в., министр царя южноиндийского государства Виджаянагар и, возможно, позднее – глава шанкаровского монастыря в Шрингери (Майсор).

    I. Сарва-даршана-санграха (Резюме всех философских систем) – знаменитый компендиум (по которому европейцы изучали индийскую философию в 19 в.), где излагаются основные доктрины 15 более или менее значительных сложившихся ко времени Мадхавы: материализм (чарвака), буддизм, джайнизм, оппозиционные адвайте ведантистские школы Рамануджи и Мадхавы, шиваитские школы пашупаты, шайвы, пратьябхиджни, школа алхимиков (расаяна), вайшешика, ньяя, миманса, школа грамматистов, санкхья и йога (некоторые рукописи включают и главу о веданте, считающейся неподлинной).

    II. Дживанмуктививека (Анализ состояния освобожденного при жизни) – трактат в пяти главах, посвященных разработке адвайтистской доктрины, по которой «освобождение» возможно уже при жизни того, кто достиг «различительного знания». В главе 1 Мадхава дает определение «освобожденного при жизни», опираясь на прежние адвайтистские авторитеты и выступая против оппонентов, придерживающихся мнения, что «освобождение» достижимо лишь после смерти (видехамукти). Он различает также статусы «ищущего знания» (вививдиша) и «познавшего» (видван), уточняя то расстояние, которое необходимо пройти первому, чтобы стать вторым. «Освобождение» – прежде всего полная независимость от внешнего мира. Главы 2–3 посвящены преимущественно стратегии преодоления скрытых, бессознательных желаний (васана-кшая), являющихся серьезным препятствием для тех, кто стремится к «освобождению». В главе 4 уточняется, в каком смысле «освобождение при жизни» составляет высшую цель человеческого существования. В главе 5 описывается облик того, кто достиг «освобождения при жизни».

    III. Панчадаши (Трактат из пятидесяти глав) – cтихотворное изложение адвайты, основывающейся на трех «столпах» сакральных текстов, рациональности и опыта. Мадхава солидаризируется с направлением Пракашатмана (10 в.), предпочитающего в качестве модели соотношения Брахмана и индивидуальной души метафору первообраза и отражения (абхаса-вада), а не модель ложного ограничения (аваччхеда-вада), которую, в частности, отстаивал Вачаспати Мишра. Майя – одна из сил Брахмана, посредством которой он принимает видимость самоумножения. Однако Мадхава отходит от школы Пракашатмана, развивая в последних пяти главах идею «блаженства Брахмана» (существует, правда, мнение, что эти главы были написаны не им, но близким ему Бхаратитиртхой).

    IV. К менее известным трудам относятся обобщающая работа Виваранапрамеясанграха (Резюме предметов истолкования) и переложение комментария Шабары к Миманса-сутреДжайминияньяямалавистара (Подробное описание гирлянд правил Джаймини).

    См. также БРАХМАН; ВАЧАСПАТИ МИШРА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ИНДУИЗМ; МАЙЯ; МИМАНСА-СУТРА; МОКША; САЯНА; ШАНКАРА.

    Литература

    Шохин В.К. Классическая санкхья по трактату Мадхавы «Сарвадаршанасанграха». – В кн.: История и культура Центральной Азии. М., 1983
    «Сарва-даршана-санграха» Мадхавы. Глава 1. Философия чарвака. – В кн.: Восточная философия. М., 1996