Содержание статьи
    Также по теме

    МАККХАЛИ ГОСАЛА

    МАККХАЛИ ГОСАЛА (пали ), религиозный деятель и философ, лидер адживиков, старший современник Джины Махавиры и Будды, учивший в 5 в. до н.э. Согласно буддистам, Маккхали Госала происходил из бедной семьи и даже родился в коровнике (отсюда и его второе имя). По джайнской Вьяхапаннатти, он родился в семье странствовавшего полупоэта-полубарда, но избрал путь аскетизма, путешествуя шесть лет с основателем джайнизма. По джайнским преданиям Госала через 24 года странствий остановился в Шравасти (столица Кошалы), где основал общину. Можно полагать, что начиная с этого времени он посылает миссионеров-дисачаров («обходящие страны света») с проповедью своего учения. Госале принадлежит инициатива крайнего ужесточения аскетической практики: он настаивал на наготе, строжайшем вегетарианстве и сыроедении, телесном самоумерщвлении, отстаивая ненужность любых культурных благ (его ученики при сборе милостыни не пользовались даже миской). Костяк общины Маккхали Госалы составляли представители «среднего класса» – купцы и ремесленники, но к нему благосклонно относились и при дворах северо-индийских правителей.

    Согласно основному фрагменту Саманнапхала-сутты, Госала учил, что в мире нет места для действия, энергии и усилий бесчисленных живых существ, ибо все происходит благодаря всеобщей предопределенности. Все существа являются «превращениями» Необходимости (нияти), а также «окружающей среды» (сангати) и «собственной природы» (бхава). Каждые 8 400 000 мировых периодов все люди – как мудрецы, так и глупцы – освобождаются от страданий. Госала построил иерархию живых существ по степени их «сенсорности»: неподвижные тела и растения наделены лишь осязанием, низшие животные типа червей имеют также вкус, насекомые типа муравьев – обоняние, насекомые типа москитов – зрение, обитатели адов, млекопитающие, люди и боги – слух. В его иерархии людей каждая из ступеней обозначалась цветом: «черные» – мясники, охотники и прочие нарушители закона невреждения-ахимсы; «синие» – небрежные аскеты; «красные» – одетые аскеты; «зеленые» – мирские ученики неодетых; «белые» – рядовые адживики; «бело-белые» – вожди адживиков во главе с самим Госалой.

    См. также АДЖИВИКИЗМ; БУДДА И БУДДИЗМ; ДЖАЙНИЗМ; ДЖИНА МАХАВИРА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; САМАННАПХАЛА-СУТТА.

    Литература

    Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997