Содержание статьи
    Также по теме

    МАКСИМ ГРЕК, СВ.

    МАКСИМ ГРЕК, СВ. (в миру Михаил Триволис) (ок. 1470–1555), преподобный, церковный писатель, выдающийся деятель православного религиозного просвещения.

    Родился в городе Арта (территория современной Албании) в знатной греческой семье. Около 1492 отправился учиться в Италию. Побывал во Флоренции, Болонье, Падуе, Милане, Венеции и др., познакомившись с такими выдающимися представителями культуры Возрождения, как А.Полициано, М.Фичино, А.Мануций. Тягостное впечатление произвела на него казнь Дж.Савонаролы (1498), чьи обличительные проповеди, страстные призывы к покаянию находили в его душе горячий отклик. В 1496 он удалился в во флорентийский монастырь Сан-Марко, собираясь принять постриг, однако в 1498 покинул Италию, обосновавшись на Афоне и постригшись (ок. 1507) в Ватопедском монастыре.

    В 1515 на Афон пришла грамота великого князя Василия III о присылке опытного переводчика, и Максима отправили в Москву. Прибыв в русскую столицу в 1518, он прежде всего занялся Толковой Псалтирью; не зная русского, он перелагал ее с греческого на латынь, а помощники писали по-славянски. По окончании работы (1522) его не отпустили обратно на Святую гору, но привлекли к другим делам: столь велика была потребность в справщиках богослужебных книг. Со временем он вполне освоил русский, написав на нем немало замечательных учительно-публицистических текстов.

    В своих «словах» преподобный подверг резкой критике как древние народные суеверия (ворожбу, веру в сновидения и т.д.), так и новомодно-ренессансные, но восходящие к той же древней магии поветрия типа астрологии или веры в «немецкую прелесть под именем Фортуна с колесом ее». Истовый ортодокс, он беспощадно разоблачал бесчинства и внутри самой Православной церкви, лицемерие и пороки духовенства, напоминая (в позднем письме по поводу пожара в Твери) о печальном примере «погибшей» (т.е. сокрушенной мусульманами) Греции. Современное государство в целом (в Слове о нестроении и бесчинии царей и властей) изображалось им в виде плачущей женщины в окружении диких зверей. Сблизившись с Вассианом Патрикеевым, поддерживал идеи монастырского «нестяжательства». Обличая еретиков и мирские грехи, высказывался, однако, и против крайностей аскетизма, полагая, что и пост и другие формы воздержания, не подкрепленные заботой о душе, обращаются в греховную «прелесть».

    Ученость Максима Грека, равно как и широкий круг его знакомств, сослужили ему дурную службу. С 1525 по 1531 церковные соборы выдвинули против него массу обвинений – в политических «изменах» (сношения с турецким послом Скиндером, равно как и с отечественными опальными деятелями типа Вассиана), а также в «хуле на русскую церковь», «порче» богослужебных книг, даже в ворожбе. Попытки Максима оправдаться (невиновный в «изменах» и «ересях», он лишь допускал порою оплошности в правке и переводе) ни к чему не привели: сперва его сослали под строгий надзор в Иосифо-Волоколамский, а в 1531 – в Тверской монастырь; в последнем он пробыл 22 года, надолго лишенный даже права посещать церковь (правда, в Твери ему вновь разрешили читать и писать). Лишь в 1551 старца окончательно освободили из заточения, переведя в Троице-Сергиеву лавру, где его встретили с уважением.

    День его смерти (вероятно, в декабре 1555) в традиции был приурочен к дню памяти его покровителя, св. Максима Исповедника (21 января 1556). Долгое время местночтимый в Сергиевой лавре, преподобный был канонически причислен к лику святых в год 1000-летия Крещения Руси (1988). Церковь отмечает память его 21 января (3 февраля).

    См. также РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.

    Литература

    Синицина Н.В. Максим Грек в России. М., 1977
    Буланин Д.М. Переводы и послания Максима Грека. Неизданные тексты. Л., 1984
    Максим Грек. Творения, ч. 1–3. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996