Содержание статьи
    Также по теме

    МАЙТРИ

    МАЙТРИ (пали , санскр. – «дружба», «дружелюбие»), понятие индийского альтруизма. «Майтри» близко добродетели дана («дар, «дарение») – щедрости, благотворительности, условия и мирского и духовного преуспеяния. Один из гимнов Ригведы напоминает богатым, что следует отдавать свое богатство бедным. В Брихадараньяка-упанишаде божество грома наставляет давать милостыню, в Чхандогья-упанишаде щедрость рекомендуется наряду с аскезой, невреждением, честностью и правдивостью.

    Добродетель майтри почитается во всех трех главных индийских религиях. Майтри всячески рекомендуется в Дхармашастрах и дидактических текстах Махабхараты. В Законах Ману она входит в список основных добродетелей, занимая третье место после изучения Веды и скромности и предшествуя вниманию. В Йога-сутрах майтри-дружелюбие названо первым из средств очищения сердца (вместе с состраданием, беспристрастием и т.д.). По толкованию Вьясы, в отличие от сострадания, которое испытывают по отношению к несчастным, сорадование обращено к счастливым живым существам, а Вачаспати Мишра уточняет, что майтри – это добросердечность (саухарда), устраняющая даже следы зависти. В канонической джайнской Таттвартхадхигама-сутре Умасвати майтри идет первой в списке полезных упражнений для души.

    Концепция майтри разрабатывалась и в буддизме. В поучениях Будды майтри определяется как одно из важных средств очищения сердца. В текстах Палийского канона щедрость рассматривается как добродетельный акт, приносящий заслугу (пунья), – первый из группы этих актов, наряду с добродетельным поведением (шила) и медитацией. Однако майтри обозначает прежде всего внутреннее расположение практикующего нравственность индивида к другим живым существам. В этом отношении ей ближе каруна – «сострадание», но в последней, воспетой в Бодхичарьяватаре Шантидэвы (7–8 вв.) и других произведениях махаяны, акцентируется именно со-страдание к страждущим, в то время как майтри передает скорее со-радование с другими существами. Определение майтри представлено в Висуддхимагге Буддхагхосы (5 в.): «Подобно тому как я желаю себе благополучия и люблю себя, так же обстоит дело и с другими, потому пусть они будут счастливы». Майтри – духовное упражнение, необходимое ради достижения высших целей, при котором культивируемая благожелательность обращается (в порядке возрастающей сложности ее реализации) на людей дорогих, не-дорогих, нейтральных и на врагов. «Разрабатывать» же сострадательное сердце – значит желать, чтобы все существа достигли состояния счастья, мира и благополучия. Конечная задача – достижение «безграничного дружелюбия». В Дашабхумика-сутре, специально посвященной десяти ступеням совершенства бодхисаттвы (парамиты), указывается, что бодхисаттва пронизывает всю вселенную своим умом и сорадованием, обладая безграничной свободой от ненависти, зависти и враждебности к какому-либо живому существу. В классическом буддизме и в буддизме маяхаяны майтри – средство достижения высших состояний.