Содержание статьи
    Также по теме

    МЕККА

    МЕККА – город в Саудовской Аравии, административный и торговый центр области Хиджаз. Родина Мухаммада, основателя ислама, главное место паломничества мусульман.

    До Мухаммада достоверных исторических сведений о Мекке не было, хотя, возможно именно о ней под именем Макораба рассказывает в Географии Птолемей (2 в. н.э.) В 5–6 вв. она была важным перекрестком торговых путей, по которым к средиземноморским берегам доставляли специи и благовония, драгоценные камни и металлы, кожи и слоновую кость из Аравии, Индии и Африки. Через Мекку ехали купцы, направляясь из Вавилонии и Ирана в Йемен, к берегам Индийского океана и Красного моря. В конце 6 в. отношения между Ираном и Византией были напряженными, и купцы, не желавшие попасть на территорию военных действий, стали искать новые маршруты и новые места для торговли. Постепенно теряла свое значение Пальмира (древний Тадмор) и Хира на севере Ирака. Смещение торговых путей к югу принесло временное преимущество Мекке. Она стала пунктом, связывающим континентальные районы Азии с югом Аравии и африканским побережьем. Это предопределило знакомство жителей древней Мекки с культурой и религиозными верованиями народов этих районов.

    Торговля с ближними и дальними соседями приносила большие доходы. Мекканцы создали систему договоров с соседними племенами, а благоприятные климатические условия оазиса, в котором находилась Мекка, сделали город не только коммерческим, но и сельскохозяйственным центром.

    В экономическом отношении Мекка сумела воспользоваться как своим географическим положением, так и византийско-персидской враждой, и это позволило ей выдвинуться в ведущие города региона.

    Тем не менее, постоянные набеги бедуинов, военные действия между Персией и Византией, и чума, вспыхивающая с интервалом в семь лет, делали ситуацию в Мекке нестабильной. Инерция общинно-родовой организации уже не отвечала меняющимся условиям. В Аравии появились ханифы, отвергавшие поклонение племенным идолам, а также аскеты, соблюдавшие ритуальную чистоту, верившие в единого бога. Было очевидно, что примитивное язычество, являвшееся идеологической основой традиционных отношений, не выдерживало конкуренции с соседними мировыми религиями.

    Согласно легенде, Меккой некогда владело племя джурхум, а затем (во время движения южноаравийских племен на север) здесь обосновалось племя хузаа, которых, в свою очередь, вытеснили представители племени Курайш (Корейш). До того, как началась проповедь Мухаммада, курайшиты прочно утвердились в Мекке.

    Первоначально курайшиты занимались разведением верблюдов, которых сдавали внаем караванщикам, а так как дороги были небезопасными, то они за определенную плату сопровождали караваны. Курайшиты, представлявшие мекканскую аристократию, взяли на себя охрану языческих идолов, установленных неподалеку от Каабы, паломничество к ней, организацию ярмарок, которые происходила здесь дважды в год – весной и осенью, когда по взаимному согласию местных племен прекращались набеги и вражда.

    Курайшиты делились на десять родов, среди которых богатством выделялся род Умайа (Омейа) (род Хашим, к которому принадлежало семейство Мухаммада, напротив, был бедным).

    Наряду с язычниками-курайшитами в городе жили также иудеи и христиане (последние были представлены различными соперничавшими между собой церквами).

    С образованием халифата значение Мекки как торгового центра уменьшилось, но ее религиозное значение возросло, особенно благодаря паломничеству (см. ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА). До середины 10 в. вместе с другими городами Хиджаза Мекка находилась под властью сначала Омейадов, затем Аббасидов. В 929 Мекка подверглась нашествию бахрейнских карматов, а в 941 присоединена к египетско-сирийским владениям Мухаммада Ишхида (935–946) и с тех пор находилась в зависимости от Египта. В 1517 Мекка признала суверенитет турецких султанов, при которых местные правители – шерифы – пользовались значительной самостоятельностью. В 1916 восстание Хусейна ибн Али положило конец турецкому владычеству в Хиджазе. В 1924 Мекка была взята войсками Ибн-Сауда – султаном Неджда. В 1932 вошла в состав королевства Саудовская Аравия.

    Основным занятием жителей города по-прежнему является торговля и обслуживание паломничества. Распространено мелкое производство, в основном предметов религиозного культа.

    Ольга Бибикова

    СВЯТИЛИЩЕ КААБА В МЕККЕ   МЕККА

    Литература

    Encyclopedie de l'Islam. Dictionnaire geographique, ethnographique et biographique des peuples musulmans. Leyde-Paris, 1931
    Массэ А. Ислам. М., «Наука», 1982
    Грюнебаум фон Г.Э. Классический ислам. 600–1258. М., «Наука», 1988
    Ислам. Историографические очерки. М., «Наука», 1991
    Thoraval Y. Dictionnaire de civilisation musulmane. Paris, «Larousse», 1995
    Резван Е.А. Коран и его мир. Санкт-Петербург. «Петербургское востоковедение», 2001