Содержание статьи
    Также по теме

    МЕНДЕЛЬСОН, МОЗЕС

    МЕНДЕЛЬСОН, МОЗЕС (Mendelssohn, Moses) (1729–1786), немецкий философ, глава берлинских просветителей, экзегет и переводчик библейских текстов, критик; иногда его называли «немецким Сократом». Родился в Дессау (Германия) 6 сентября 1729. Основы еврейской религии изучал под руководством отца, богослова Менахема Менделя, и раввина Давида Гиршеля Франкля, благодаря которому он начал заниматься изучением философии Маймонида. В 1743 Мендельсон переехал в Берлин, где изучал немецкую литературу, латынь, математику и философию, в частности учения Лейбница, Вольфа и Локка. Зарабатывал на жизнь уроками и ведением бухгалтерских книг. В 1762 женился на Фромет Гугенхайм. Наиболее известным потомком Мендельсона является его внук, композитор Феликс Мендельсон-Бартольди.

    В 1754 Мендельсон познакомился с Лессингом и другими деятелями литературы в Берлине. Годом позже вышла его первая работа Философские разговоры (Philosophische Gespräche), сразу же составившая ему репутацию философа. В том же году появилась книга по эстетике Письма об ощущениях (Briefe über die Empfindungen). В 1763 Мендельсон был награжден Прусской академией искусств за эссе Об очевидности в метафизических науках (Abhandlung über die Evidenz in der metaphysischen Wissenschaften, опубликовано в 1764), представленное на конкурс, в котором участвовал сам Кант. Через четыре года он опубликовал свою наиболее известную работу – Федон, или О бессмертии души (Phädon, oder über die Unsterblichkeit der Seele, 1767), в которой рассуждал о человеке в его соотношении с Богом и предложил доказательство бессмертия человеческой души. Эта работа вовлекла его в диспут со швейцарским теологом Лафатером, который бросил вызов Мендельсону, предложив опровергнуть доказательства догматов христианства, содержавшиеся в трудах Ш.Бонне, либо встать на позиции христианства. Однако, по утверждению Мендельсона, его философские взгляды только укрепляли его религиозные представления, и он продолжал оставаться на позициях иудаизма. Известен и его спор с Якоби о спинозизме Лессинга. Мендельсон также написал работы Иерусалим, или О религиозной власти и иудаизме (Jerusalem, oder über religiöse Macht und Judentum, 1783), в которой защищал принцип религиозной терпимости, а также Утренние часы (Morgenstunden, oder Vorlesungen über das Dasein Gottes, 1785) с морально-теологическим доказательством бытия Бога и ранее, совместно с Лессингом, Поп-метафизик (Pope ein Metaphysiker, 1755) с оправданием теодицеи Лейбница. Он также перевел на немецкий язык Пятикнижие и Псалтирь, написал комментарии к некоторым библейским книгам и несколько проповедей на идише. Мендельсона обычно считают инициатором движения «еврейского просвещения». Его выступление Что такое просвещение? (Was ist Aufklärung?) в 1784 инициировало дискуссию о просвещении в конце 18 в. в Германии. Издавал вместе с Лессингом ряд журналов. Идеи Мендельсона оказали огромное влияние на развитие идей немецкого просвещения и реформированного иудаизма в 19 в. Умер Мендельсон в Берлине 4 января 1786. См. также ИУДАИЗМА ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ.

    Среди других работ философа – О принципах изящных искусств и наук (Betrachtungen über die Quellen und die Verbindungen der schönen Künste und Wissenschaften, 1757); О возвышенном и наивном в изящных науках (Über das Erhabene und Naive in den schönen Wissenschaften, 1758).

     Courtesy of Staatsbibliothek zu Berlin     МОЗЕС МЕНДЕЛЬСОН

    Литература

    Мендельсон М. Рассуждение о духовном свойстве души человеческой. М., 1806
    Мендельсон М. Федон, или О бессмертии души. СПб, 1837