Содержание статьи
    Также по теме

    МЕННОНИТЫ

    МЕННОНИТЫ, протестантская деноминация, основанная К.Гребелем (1489–1526) в 1525 в Цюрихе в ходе швейцарской (цвинглианской) Реформации и официально признанная в Голландии в 1533. Получила название по имени голландского религиозного лидера Менно Симонса (1492–1559), присоединившегося к движению в 1536. Первоначально именовались анабаптистами, т.е. перекрещенцами (нем. Wiedertäufer), поскольку отрицали крещение младенцев и практиковали вторичное крещение взрослых. В настоящее время их называют в Голландии Doopsgezinde («сознательно крестящимися»), а в других странах – меннонитами. Во всем мире их численность, включая детей, составляет более 700 тыс. человек.

    На протяжении 16 в. и позднее меннониты быстро распространились в Центральной Европе и Нидерландах, в их ряды вливались бывшие прихожане католических, лютеранских и реформатских общин, несмотря на то, что кровавые преследования уничтожили первое поколение меннонитов везде, кроме Голландии и Швейцарии. Меннониты в восточной части США и в Канаде происходят от швейцарских и южно-германских эмигрантов, прибывавших с 1700 в восточную Пенсильванию, а в западной части США и Мексике – от голландских эмигрантов, находившихся первоначально в районе Данцига (ныне Гданьск, Польша) в 1540–1600, а затем, между 1788 и 1820, эмигрировавших на Украину и, наконец, перебравшихся в степные штаты и провинции США в период с 1874 по 1900. Современное Гуттеритское братство (в Южной Дакоте и Западной Канаде) практикует христианский коммунизм, это потомки австрийских и моравских анабаптистов. Меннониты живут в основном в сельской местности, за исключением Голландии, где они представляют городское население и высшие слои общества.

    Первые меннониты считали себя подлинными наследниками и завершителями Реформации, которую, по их мнению, предали и Лютер, и Цвингли, и Кальвин, создавшие церковно-государственный протестантизм. Они исповедовали радикальное христианское учение, опиравшееся на Новый Завет, и своей целью считали восстановление апостольской христианской веры и жизни; их доктрина характеризовалась требованиями отделения церкви от государства, свободы совести, добровольного членства в церковных общинах. Церковь меннонитов строилась на принципах братства, а жизнь христианина они понимали как прямое следование Христу и его учению; они отрицали любые войны и применение насилия; утверждали принципы любви и непротивления и стремились к практической святости в жизни.

    См. также АНАБАПТИСТЫ.

    Литература

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
    Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998