Содержание статьи
    Также по теме

    МОНОФЕЛИТСТВО И МОНОЭНЕРГИЗМ

    МОНОФЕЛИТСТВО И МОНОЭНЕРГИЗМ, течения в христианстве; согласно монофелитской доктрине, в Христе пребывает одна единая богочеловеческая воля, согласно моноэнергизму – одна единая богочеловеческая энергия. Возникли в Византийской империи в первой половине 7 в.

    В результате христологической борьбы 5–6 вв. христианство раскололось на два лагеря: диофизитов, сторонников догмата о двух природах – божественной и человеческой – у Христа (Халкидонский символ веры), и монофизитов, настаивавших на наличии у Христа только одной – божественной – природы. В середине 6 в. монофизиты отделились от официальной церкви, в которой восторжествовали диофизиты (православные), и образовали самостоятельную общину. Наиболее сильные позиции они имели на востоке Империи – в Египте (копты), Сирии и Армении (яковиты). См. МОНОФИЗИТСТВО.

    К началу 7 в. в православных кругах усилилась тенденция к восстановлению единства христианской церкви на основе теологического компромисса с монофизитами. Эта тенденция была активно поддержана византийской императорской властью, которая в условиях обострившегося противостояния с Сасанидским Ираном нуждалась в лояльности промонофизитски настроенных восточных провинций.

    В конце 610-х группа православных иерархов во главе с константинопольским патриархом Сергием (610–638) и епископами Феодором Фаранским и Киром Фасидским выдвинула доктрину моноэнергизма, соединив диофизитскую формулу «две природы Слова воплощенного» с промонофизитской формулой «одно лицо и одна энергия». Ее приняли византийский император Ираклий (610–641) и глава яковитской церкви патриарх Афанасий; она имела успех в сирийских и египетских монофизитских кругах. Однако против моноэнергизма выступили радикальные диофизиты, вдохновителем которых стал монах Софроний, избранный в 634 патриархом Иерусалима. Вспыхнувшие ожесточенные споры в церкви заставили патриарха Сергия, опасавшегося нового раскола, отказаться в своем послании 633 (Псефос) от продолжения моноэнергистской дискуссии и попытаться перевести проблему в иную плоскость: с подачи римского папы Гонория (625–638) (см.также ПАП СПИСОК) он сформулировал доктрину одной воли у воплощенного Слова (монофелитство). В 638 Ираклий своим указом (Эктесис) официально утвердил ее как часть символа веры.

    В 633–642 арабы завоевали византийские провинции Сирию, Палестину и Египет; основная масса монофизитов осталась на захваченных территориях, и поиск догматического компромисса утратил для императорской власти свою актуальность. Однако монофелитство не исчезло – в течение нескольких десятилетий его подпитывало соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за первенство в христианском мире.

    Начиная с Иоанна IV (640–642), папство перестало поддерживать монофелитов и вступило в союз с православной антимонофелитской оппозицией во главе с Максимом Исповедником, оплотом которой стала Карфагенская церковь. Папство апеллировало к строгому пониманию диофизитской христологии и заявляло, что признание одной воли у Христа равнозначно отказу от догмата «двух природ». В 646 римский папа Феодор I (642–649) разорвал общение с Константинопольской церковью и объявил патриарха Павла II (641–653), сторонника монофелитов, низложенным. Павел и новый византийский император Констант II (641–668) сделали попытку остановить спор; императорский эдикт 648 (Типос) запретил обсуждение вопроса о волях Христа. Однако папство в лице непримиримого Мартина I (649–654), стремясь утвердить себя как высшего судью по вопросам веры, добилось на поместном Латеранском соборе 649 в Риме открытого осуждения Эктесиса и Типоса и подвергло анафеме всех вождей монофелитов – как покойных, так и здравствующих. В ответ Констант II подверг репрессиям Мартина I и Максима Исповедника и заставил нового римского папу Виталиана (657–672) восстановить общение с Константинополем. Тем не менее после смерти Виталиана в 672 отношения Римской и Константинопольских церквей вновь прервались. Однако ухудшение внешнеполитического положения Византии (агрессия славян и арабов) вынудили императорскую власть пойти на уступки папству: император Константин IV (668–685) созвал в Константинополе Шестой вселенский собор (680–681), который осудил моноэнергизм и монофелитство и утвердил доктрину о двух энергиях и двух волях в Христе.

    Радикальные монофелиты создали независимую маронитскую церковь (по имени антиохийского патриарха монофелита Иоанна Марона). В 1182 марониты вступили в унию с римско-католической церковью. Маронитские общины существуют и поныне, в основном в Ливане, Сирии и Ираке.

    Иван Кривушин

    Литература

    Поснов М.Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей и 1054 г.). Киев, 1991
    Сидоров А.И. Максим Исповедник: Политика и богословие в Византии VII века. – Ретроспективная и сравнительная политология: Публикации и исследования. Вып. 1, 1991
    Hussey J. M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. Oxford, 1991
    Бородин О.Р. Церковно-политическая борьба в Византии VII в. и «дело» римского папы Мартина I. – Византийский временник, т. 52, 1991; т. 53, 1992
    Деяния Вселенских Соборов, т. 4. СПб, 1996