Содержание статьи
    Также по теме

    МУДЖАХИДЫ

    МУДЖАХИДЫ (араб. борцы за веру, за святое дело, участники священной войны – джихада; перс. моджахеды), термин, имеющий хождение на всем мусульманском Востоке. Используется для обозначения лиц, участвующих в религиозных, национальных и социальных движениях. Так, муджахидами называли себя среднеазиатские басмачи (см. БАСМАЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ). В Иране название «Моджахедов народа» приняла в 1970-х политическая организация, которая боролась против шахского режима и пыталась соединить идеи ислама и марксизма.

    Моджахедами именовались оппозиционные и повстанческие исламские группы в Афганистане, сражавшиеся против советского военного присутствия в 1979–1989 при поддержке США, Пакистана, Саудовской Аравии и частично Китая. Не имея общего руководства, они возглавлялись полевыми командирами, тесно связанными с местными общинами и племенами. В начале 1980-х имелось до 4 тыс. баз, с которых оперировали афганские моджахеды. Большинство из них поддерживало связи с какой-либо из 7 эмигрантских партий, имевших свои штаб-квартиры на территории соседнего Пакистана. Эти партии служили источниками снабжения и до известной степени надзирали над соединениями моджахедов. Обычно полевые командиры возглавляли отряды в 300 и больше бойцов, контролировали несколько баз, округ или часть той или иной провинции. Некоторые из них действовали вполне самостоятельно. Так, Ахмад-шах Масуд, официально примыкавший к партии «Хезб-е джмиат-е исламийя» Б.Раббани, командовал 10-тысячными формированиями, базировался в долине Пандшир к северу от Кабула и распространил свой политический контроль на населенные таджиками северо-восточные провинции страны.

    В пуштунских районах Восточного, Южного и Юго-западного Афганистана основу военной организации и руководства моджахедов составляла племенная структура. Мобилизация бойцов осуществлялась в традициях племенных ополчений (лашкаров). При благоприятных обстоятельствах таким образом удавалось собрать св.10 тыс. человек, как например, при отражении крупного советского наступления в восточных провинциях или при осаде повстанцами г.Хост в Пактии. Однако традиционные племенные ополчения оказывались неустойчивыми и не могли противостоять хорошо вооруженному противнику.

    В непуштунских районах Афганистана оружия первоначально не хватало, а военно-племенные традиции почти исчезли. Здесь ведущую роль в организации повстанчества сыграли политические лидеры, опирающиеся на идеи ислама и сложившиеся сети суфийских орденов с их потенциалом руководства, коммуникации и индоктринации. Таким образом удалось создать наиболее эффективные структуры моджахедов.

    К афганским моджахедам присоединялись добровольцы из других мусульманских стран. Приобретя боевой опыт, они впоследствии приняли активное участие в других конфликтах в исламском мире.

    После вывода советских войск из Афганистана в 1989, группировки моджахедов одержали скорую победу в 1992, но сразу же вступили в борьбу между собой. В этих условиях в 1996 они были разгромлены отколовшейся исламской группой Талибан, которую поддерживал саудовский миллиардер Усама бен Ладен, прежде занимавшийся финансированием и снабжением моджахедов. Афганские моджахеды реорганизовали свои силы в Северный альянс и в 2001 с помощью США и других государств свергли талибов.

    Муджахидами объявили себя фундаменталистские повстанцы в Алжире, которые с 1992 ведут борьбу за создание исламского государства. Термин «муджахиды» использовался для обозначения суннитских и шиитских групп сопротивления, противостоявших американской оккупации Ирака, к примеру, повстанцев, поднявших в апреле 2004 восстание в Фаллудже. Осажденные силами военной пехоты США, они организовали патрулирование города и ввели в нем законы шариата.

    Вадим Дамье

    Литература

    Jalali A.A., Grau L.W. The Other Side of the Mountain: Mujahideen Tactics in the Soviet-Afghan War. Fort Leavenworth, 1999
    Ляховский А.А. Трагедия и доблесть Афгана. Ярославль, 2004