Содержание статьи
    Также по теме

    МУХАММЕД АХМЕД ИБН АБДУЛЛА

    МУХАММЕД АХМЕД ИБН АБДУЛЛА, Мухаммед Ахмед ибн ас-Саид Абдаллах (1844–1885), религиозный лидер в Судане. Родился на о.Дирар в Донголе в арабизированной нубийской семье, позднее переехавшей в Хартум. Отец и братья Мухаммеда Ахмеда занимались изготовлением лодок, однако он сам предпочел заняться изучением религии, подобно его деду. Изучал Коран в Хартуме и Карарие, а затем – мусульманское право (фикх). В 1861 Мухаммед Ахмед сблизился с шейхом Мухаммедом аш-Шарифом, главой секты Сулеманийя, и изучал суфизм под его руководством. Позднее тот назначил способного ученика шейхом (знатоком) и поручил ему преподавать новым последователям суфийский ритуал.

    В 1871 семья Мухаммеда Ахмеда ибн Абдуллы переселилась на о.Аба в Западном Судане. Там он построил мечеть и начал преподавать Коран, быстро завоевав авторитет среди местного населения. В своих блестящих, простых и понятных проповедях Мухаммед Ахмед настаивал на возвращении к подлинным словам пророка, осуждал как ересь любое отклонение от Корана и призывал к «очищению веры». Он много путешествовал по Судану, посещал Донголу, Кордофан и Сеннар, выступал с критикой османско-египетского владычества в стране. В это время он установил контакты со способным организатором Абдаллахом ибн Мухаммедом из Южного Дарфура. Вернувшись на о.Аба, Мухаммед Ахмед во время мусульманского поста в рамадан объявил себя Махди (мессией) и начал собирать армию для священной войны (джихада) против «отступников-турок» (под этим именем он объединял и турок, и египтян). Он провозгласил отмену ненавистных налогов и равенство всех «перед лицом Аллаха».

    Опасаясь преследований со стороны египетских властей, раздраженных нападениями его сторонников на сборщиков налогов, Мухаммед Ахмед ибн Абдулла и часть его сторонников (ансаров) направились в Кордофан; по пути к ним присоединялось множество последователей. Оттуда Махди стал рассылать послания вождям суданских племен, заручившись их поддержкой или нейтралитетом. Его поддержали также арабские работорговцы, недовольные тем, что египетские власти по требованию Великобритании запретили работорговлю. Однако основные силы его армии составляли крестьяне, кочевники, ремесленники и беглые рабы, что придавало восстанию Мухаммеда Ахмеда ибн Абдуллы характер социального движения.

    В начале 1882 ансары, вооруженные лишь пиками и мечами, разбили 7-тысячную египетскую армию под Эль-Обейдом, отобрав у нее винтовки и амуницию. К сентябрю 1882 под контролем англо-египетских войск в этой области Судана остались лишь два сильно укрепленных города – Бира и Эль-Обейд, окруженные махдистами и сдавшиеся в начале 1883. Затем восстание перебросилось в провинции Дарфур, Бахр-эль-Газаль и Экватория. 30-тысячные силы ансаров разгромили 8-тысячный отряд египтян в Шейкане, завоевали Дарфур, а в 1883 – Джебель-Кадир на юге страны. Под властью Махди оказался почти весь Запад Судана. В марте-апреле 1884 восстало население областей Бербера и Донгола. В мае махдисты овладели Берберой и осадили столицу Судана – Хартум. В январе 1885 силы Махди взяли Хартум штурмом, убив египетского генерал-губернатора – англичанина Ч.Дж.Гордона (занимал этот пост с 1877).

    Свою столицу Мухаммед Ахмед ибн Абдулла установил в Омдурмане. Позднее его приверженцы завладели Кассалой и Сеннаром и к лету 1885 очистили от англо-египетских войск почти всю страну. В руках египтян и поддерживавших их англичан оставались лишь порт Суакин на Красном море и Вади-Хальфа на севере.

    Мухаммед Ахмед ибн Абдулла установил в Судане режим (Махдийя), основанный на традиционных исламских законах и шариатских судах. Старые книги законов и генеалогии были сожжены, чтобы не мешать религиозному единству суданцев. Во изменение пяти столпов ислама было объявлено, что главным в истинной вере является вера в Махди, объявление Мухаммеда ибн Абдуллы Махди Аллаха и наместником пророка было включено в формулу веры, а хадж в Мекку заменен совершением джихада (участием в священной войне). Мусульманская милостыня (закят) превратилась в государственный налог. Было начато превращение рыхлой конфедерации суданских княжеств и племен в централизованное теократическое государство во главе с племенной знатью. Для потребностей армии создавалась мелкая промышленность.

    22 июня 1885 Мухаммед ибн Абдулла умер от тифа. После острой борьбы за власть между назначенными им заместителями махдистское государство возглавил Абдаллах ибн Мухаммед, принявший титул халифа. Он отстранил членов семьи Махди и многих его учеников и завершил создание режима, опирающегося на новую феодальную знать. Прежние лозунги равенства были забыты. Халиф продолжал начатый Махди джихад; в 1885 он вступил в неудачную войну с христианской Эфиопией. Не принесли успехи атаки против бельгийцев в Конго и итальянцев в Эритрее. Наконец, в 1896 англо-египетские войска под командованием Т.Китченера начали наступление на махдистский Судан и 2 сентября 1898 наголову разбили махдистов в битве под Омдурманом, уничтожив половину их армии. Государство, созданное Мухаммедом Ахмедом ибн Абдаллой было уничтожено, его прах был извлечен из мавзолея в Омдурмане, где был захоронен, и сожжен в топке парохода. Отступивший с остатками войска Абдаллах продолжал сражаться до 1900.

    Вадим Дамье

    Литература

    Смирнов С.Р. Восстание махдистов в Судане. 1881–1899. М., 1950
    Смирнов С.Р. История Судана (1821–1956). М., 1968
    История Судана в новое и новейшее время. М., 1992