Содержание статьи
    Также по теме

    НАВРУЗ

    НАВРУЗ, персидский Новый год, праздник, отмечаемый в различных странах Среднего и Ближнего Востока. Возник в доисламские времена как праздник весны. По зороастрийским легендам, в день Навруза был обожествлен Зароастр (Заратустра). Старинные предания гласят, что праздник установил мифический царь Джамшид, который якобы зажег первый новогодний костер. Отмечается в марте по европейскому календарю.

    Народы Востока праздновали Навруз еще во времена глубокой древности. Согласно древнегреческому географу Страбону (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.), жители Междуречья собирались на Навруз в храмах огня. Праздник продолжался 13 дней и завершался выходом в поле. Упавшие на участников церемонии солнечные лучи рассматривались как знак счастья и благополучия в течение предстоящего года.

    Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В «среду радости» (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.

    В ночь перед Новым годом садятся за стол, на который ставят новую посуду. На праздничном ковре расставляют хафсин – семь предметов, название которых по-персидски начинаются на букву «син»: яблоко, чеснок, уксус, зерно, зеленые колосья, руту, плоды лоха. Ритуальная пища символизирует плодородие природы и человека и служит своего рода приношением солнцу. Обязателен также бокал воды с живой рыбкой. Люди сидят молча, держа в руках монеты, что должно обеспечить им богатство в новом году. Прикоснуться к еде можно только с его наступлением.

    На Навруз принято посещать больных и одиноких. По зороастрийским поверьям, дух погибших Форохар на этот праздник возвращается на землю и проводит несколько дней среди родственников.

    Исламская религия не считает Навруз своим праздником и относится к нему в целом неодобрительно. Тем не менее, его широко отмечают во многих мусульманских странах.

    Вадим Дамье

    Литература

    Гафуров Б. Таджики. М., 1972
    Миррахим М. Праздник Навруз. Тегеран, 1999
    Джураев Н. Навруз, о новой жизни, история наших предков. – Центральная Азия. 25 марта 2003