Содержание статьи
    Также по теме

    НЕБО

    НЕБО. Согласно еврейской Библии, в которой отразились древневосточные космогонии, небо представляет собой огромный, твердый куполообразный свод (или «твердь»), раскинувшийся над землей. Над твердью располагались первобытные воды и находилась обитель Бога, на самой тверди помещались звезды и планеты, а в пространстве между твердью и землей плыли облака и летали птицы. Небо, как место пребывания Бога, именуется троном (престолом), дворцом или храмом, куда возносятся молитвы святых. В апокрифах, в частности, в славянской версии Книги Еноха, в Заветах двенадцати патриархов и Вознесении Исайи, говорится об иерархии «семи небес», это представление закрепилось и в раввинистическом иудаизме. Отголоски представлений о множественности «небес» можно обнаружить и в Новом Завете – в упоминании апостола Павла о «третьем небе» (2 Кор 12:2) и в таких выражениях, как «превыше всех небес» (Еф 4:10), «прошедшего небеса» (Евр 4:14) и «превознесенный выше небес» (Евр 7:26).

    В Новом Завете небо, как место пребывания Бога, получает еще более определенный смысл в связи с деяниями и жизнью Христа. Христос пришел на землю с небес и снова вознесся туда, чтобы сесть, как ему и подобает, «одесную» Бога Отца и приготовить место для святых. Оттуда Христос явится вновь, чтобы судить живых и мертвых. В Новом Завете небо – это также место обитания ангелов и всех, кто обрел спасение.

    Слово «небо» приобретает в Новом Завете и эсхатологический смысл. Возможность такого понимания этого слова была подготовлена уже Ветхим Заветом; например, у Исайи говорится: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше» (66:22). Эсхатологическое будущее описывается здесь преимущественно в физических терминах, между тем как в Апокалипсисе (Откр 21 и 22) «новое небо» и «новая земля» описываются в терминах духовных, а само это обновление связывается со вторым пришествием Христа и Страшным судом. Небо, в новозаветном понимании, это также место вечного пребывания святых праведников, т.е. обитель, куда вознесся Христос, чтобы приготовить в ней место для любящих его, чтобы впоследствии взять их к себе: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор 5:1). Поэтому небо должно быть целью стремлений каждого христианина: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут...» (Мф 6:19-20).

    Литература

    Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1–2. М., 1991