Содержание статьи
    Также по теме

    НЕСТОРИЙ

    НЕСТОРИЙ (ум. ок. 451), архиепископ Константинопольский в 428–431 и родоначальник «несторианской» ереси. Родился в Германикии (Сирия). В юности поступил в монастырь св. Евпрепия, близ Антиохии, где, по некоторым свидетельствам, был учеником Феодора Мопсуестийского. После рукоположения в пресвитеры Несторий своей ревностью и красноречием снискал такую известность, что император Феодосий II отозвал его из Антиохии, чтобы предоставить ему епископскую кафедру в Константинополе. Здесь у него появилось много противников, так как в своих проповедях он выступал против употребления в догматических рассуждениях титула Богородица (Theotokos) применительно к Деве Марии. Воспитанный в антиохийской богословской традиции, Несторий настаивал на различении двух природ – божественной природы Слова (Логоса) и человеческой природы Иисуса, объединившихся во Христе. Он признавал, что обе эти природы присущи Христу, однако отрицал, что свойства человеческой природы Иисуса могут быть приписаны Божественному Логосу. Отсюда он делал вывод о том, что Дева Мария должна именоваться Христородицей, но не Богородицей.

    Кирилл, епископ Александрийский, который усмотрел в учении Нестория отрицание христианской веры в то, что рожденный Девой Марией есть Сын Божий, прежде века рожденный Богом Отцом, направил папе Целестину I обстоятельное послание по этому поводу, прося, чтобы папа как епископ Римский разрешил этот спор. Ответ папы позволил Кириллу в ультимативной форме потребовать от Нестория отречения от своих заблуждений.

    Однако еще до того, как прибыли посланцы от Кирилла, Несторий убедил императора Феодосия созвать вселенский собор. Главную роль на этом соборе, состоявшемся в Эфесе в 431, сыграл Кирилл Александрийский. 22 июня, не дожидаясь прибытия восточных епископов, поддерживавших антиохийскую традицию, он открыл заседание собора, на котором учение Нестория было осуждено как противоречащее Никейскому символу веры, а сам Несторий, не пожелавший отречься от своих взглядов, был низложен. Восточные епископы, прибывшие двумя днями позже, не согласились с этим решением, принятым в их отсутствие, и низложили Кирилла. Однако впоследствии между Кириллом и восточными епископами было достигнуто примирение, и они также осудили Нестория. Несторий возвратился в свой монастырь близ Антиохии, однако спустя три года по приказу императора был сослан в Петру (в Аравии), а затем – в Оазис (в Египте), где и умер ок. 451.

    См. также ТРОИЦА. ЕРЕСЬ.

    Литература

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
    Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994