Содержание статьи
    Также по теме

    НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ

    НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ, Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь, основанный патриархом Никоном на берегу р.Истры к западу от Москвы.

    Заложен в 1656 рядом с селом Воскресенское (ныне г.Истра). Сделав новую обитель своей резиденцией и тем самым связав ее с важнейшими событиями церковных реформ 17 в., Никон в то же время наглядно выразил в ней свои религиозно-державные идеалы. Само название «Новый Иерусалим» (предложенное царем Алексеем Михайловичем) призвано было утвердить верховную роль московского православия, воспринявшего наследие Святой Земли и Византии. Сам монастырь выступает как подобие палестинской Святой Земли (для строительства его главного здания, Воскресенского собора, использована модель иерусалимской церкви Гроба Господня, к тому же как внутри собора, так и вне его, под открытым небом, помещены символические приметы евангельского пейзажа, напоминающие о земной жизни и Страстях Христовых, – «Вифлеем», «Елеон», «Голгофа», «Фавор» и т.д.). Внешнее живописное своеобразие построек усилилось в результате широкого применения изразцов, а также отдельных декоративных принципов барокко.

    Помимо Воскресенского храма, к которому примыкают грандиозная ротонда с часовней Гроба Господня и церковь Константина и Елены (все 1658–1685), в ансамбль обители входят возведенные в 1686–1698 церковь Рождества Христова с трапезными палатами и другие здания, а также мощные стены с шатровыми башнями и Святые ворота с надвратной Входоиерусалимской церковью (1690–1697, зодчий Я.Г.Бухвостов). Вне стен находится скит Никона (1658). Каменный шатер ротонды, рухнувший в 1723, был восстановлен в дереве в 1756–1761 К.И.Бланком; тогда же интерьер собора получил дополнительное пышное убранство по проекту В.В.Растрелли; характерное для построек 17 в. «московское барокко» сменилось более поздним, чисто западным вариантом этого стиля.

    Закрытый в 1922, монастырь долгое время существовал лишь в качестве музея. Разрушенный в 1941, собор ныне реконструируется; возрождается и иноческая жизнь. Старинную архитектуру дополнили в 1970-е годы памятники деревянного зодчества 17–19 вв., свезенные к стенам обители из других мест Подмосковья.

    См. также ИЕРУСАЛИМ; НИКОН.

    Литература

    Леонид, архимандрит. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря. М., 1876
    Памятники архитектуры Подмосковья, т. 1. М., 1975