Содержание статьи
    Также по теме

    НЬЯЯ-БХАШЬЯ

    НЬЯЯ-БХАШЬЯ (санскр. ), первый из сохранившихся комментариев к Ньяя-сутрам (4–5 вв.). Составлен Пакшиласвамином Ватсьяяной. Об авторе известно только то, что он был брахманом, прекрасно изучившим грамматическую традицию.

    Ватсьяяна связывает отдельные единицы комментируемого текста между собой, уточняет их значение, разъясняет пассажи, делит определения сутр на части и «параграфы», углубляет диалог составителя сутр с его оппонентами и «создает» новых, а также обеспечивает классификации комментируемого текста иллюстративным материалом (прежде всего в комментарии к V разделу сутр) с целью снабжения «наглядными пособиями» учителей. В Ньяя-бхашье 16 канонических единиц ньяи – падартхи – обретают признаки философских категорий (на них «распределяется» сущее как таковое); они же делятся на две основные категории – источники знания и предметы знания – и 14 вспомогательных. Эти философские категории (которые оказываются, в свою очередь, аспектами четырех «сверхкатегорий» – источника познания-прамана, субъекта познания-праматр, предмета познания-прамея и результата познания-прамити) являются основным признаком, отличающим философию как научную дисциплину знания (анвикшики – здесь Ватсьяяна опирается на Артхашастру) от «только познания Атмана» вроде гносиса Упанишад. Автор Ньяя-бхашьи полемизирует с материалистами, буддистами разных направлений, мимансаками, санкхьяиками, ведантистами и вводит доктрины ньяи в контекст общеиндийского «философского симпозиума». Расширяя проблематику сутр, Ватсьяяна нередко пользуется их исходным материалом для построения новых для ньяи философских конструкций: концепции ума-манаса как «внутреннего чувства», объектами которого являются составляющие эмоционального мира индивида, а также концепции памяти как проявления авторефлективного сознания, обосновывающего субстанциальное Я, дистрибуции проявленных и латентных качеств материальных элементов, иерархизации уровней универсалий и вечности («отрицательной» и «положительной»), обоснования бытия Бога как агента мироздания.

    Ньяя-бхашья стала первым ярусом «многоэтажного» здания комментаторской литературы наяиков: в 7 в. к ней составляется Ньяя-варттика Уддьотакары, к последней – Ньяяварттика-татпарьятика Вачаспати Мишры (9–10 вв.), которая, в свою очередь, была истолкована в Ньяяварттикататпарьятика-паришуддхи Удаяны (11 в.). При этом каждое поколение наследников Ватсьяяны начинало новый виток дискуссии с буддистами (которые в лице Дигнаги вступили в решительную полемику с автором Ньяя-бхашьи).

    См. также АРТХАШАСТРА; АТМАН; ДИГНАГА; ДХАРМАКИРТИ; НЬЯЯ-СУТРЫ; ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА.