Содержание статьи
    Также по теме

    ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ, СВ.

    ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ, СВ. (1722–1794), преподобный, церковный писатель и мистик; почитается как основатель православного старчества нового времени. См. также СТАРЧЕСТВО.

    Выходец из семьи полтавского протоиерея. Учился в Киевской духовной школе. В 17 лет поступил в Любечский монастырь. Побывал в молдавских скитах Трейстены и Кыркул; некоторое время провел в типографии Киево-Печерской лавры, овладев там искусством чеканки по меди.

    Добравшись в 1746 до Афона, три года провел там в отшельничестве и безмолвии, после чего был пострижен и посвящен в иеромонахи. В пустовавшей обители Илии-пророка Паисий устроил общину, быстро привлекшую иноков. Но со временем решил уйти вместе со своей братией в Валахию (как тогда называли не только историческую область на юге Румынии, но нередко и всю Румынию с Молдовой) для совершенствования тамошней монашеской жизни. По благословению митрополита Молдавского в Яссах получил в 1763 Святодуховский монастырь в Драгомирне, установил там строгий общежительный порядок, причем службы велись и на церковнославянском, и на румынском (которым Паисий владел в совершенстве). После того как Драгомирня по окончании русско-турецкой войны (по договору 1774) перешла к Австрии, управлял Секульским монастырем, откуда перешел в Нямецкий, где в 1790 был возведен в сан архимандрита.

    Не только самозабвенный аскет, но и человек в высшей степени «учительный» и книжный, Паисий перевел на русский язык много святоотеческих сочинений (труды Исаака Сирина, Феодора Студита, Григория Паламы, Максима Исповедника и др.); его переводы, чрезвычайно популярные, до сих пор бытуют в церковном обиходе. Сам он писал не так много; наиболее известны его Письма, собранные и изданные уже после кончины Паисия. Суть его учения – сосредоточенного на «умном подвиге молитвы», на идее созерцания внутреннего «сердечного рая», что открывается по мере усмирения греховных тела и разума, – передавалась в беседах. Живой пример византийской мистики, основанной не только на литургической практике, но и на личном духовном опыте, непосредственно передаваемом ученикам, Паисий стал «первым старцем» нового времени, оказав влияние на русское монашество (в том числе через своего ученика Федора Ушакова, ставшего в свою очередь учителем Леонида Наголкина, родоначальника оптинского старчества).

    Скончался преподобный 15 ноября 1794. Причислен к лику святых; церковь отмечает память его в день кончины 15 (28) ноября.

    См. также РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.

    Литература

    Крины сельные… Житие Паисия Величковского. М., 1998
    Четвериков С.И. Правда христианства. М., 1998