Содержание статьи

    САЙЕНТОЛОГИЯ

    САЙЕНТОЛОГИЯ (саентология) (scientology) – название религиозного учения последователей Л.Р.Хаббарда. В официальных текстах сайентологов название этого культа трактуется как «разыскание истины».

    Церковь Сайентологии действует во многих странах и функционирует как современная, хорошо организованная в экономическом и юридическом плане корпорация. Так, например, все ее основные термины, такие как «сайентология», «дианетика», регистрируются и защищаются авторскими правами. Настоятельно подчеркивается, что единственным способом приобщения к учению является легальное приобретение изданий или учебных курсов, являющихся продукцией этой корпорации.

    Написанная в агиографическом стиле биография Хаббарда упоминает, кроме всего прочего, его близкую дружбу со знахарем-индейцем в раннем детстве, получение всех мыслимых знаков отличия в качестве бойскаута, путешествия в дальние страны и службу в морской пехоте США, занятия воздухоплаванием и организацию научной экспедиции на парусной яхте, публикацию огромного числа беллетристических и драматических произведений и работу на разведку во время Второй мировой войны. В конце сороковых годов двадцатого века этот плодовитый создатель приключенческих романов, повестей и сценариев написал, что «писать по пенни за слово – глупо. Если хочешь заработать миллион долларов, лучше всего основать собственную религию».

    Первоначально проект развивался как набор психотерапевтических техник, объединяемых Хаббардом под именем «Дианетика». Позднее организация была зарегистрирована как религиозное объединение, что дало значительные налоговые льготы. Хаббард, не прекращая активного писательства, начал выступать с публичными лекциями (исчисляемыми сотнями в течение одного года) сначала в США, затем и в Европе.

    Сайентология претендует на раскрытие «естественных законов» духа. Понимаемый как духовное существо, человек, утверждают они, может научиться управлять материей, энергией, временем, пространством, мыслью и жизнью. Движение к этому богоподобному состоянию в процессе, который сайентологи называют «мостом к абсолютной свободе» предположительно может занимать десятилетия и стоить (по оценкам независимых аналитиков) около полумиллиона долларов.

    Превратившись со временем в весьма могущественную международную организацию, сайентологическая церковь разрабатывает и осуществляет масштабные проекты, такие как долгосрочные программы внедрения в образовательные системы целых стран. Существует собственная служба безопасности. В отношении врагов учения (у Хаббарда они именуются SP от «suppressive person» – «подавляющие личности») объявляются недействующими любые моральные ограничения. При этом с огромной эффективностью используются возможности судебной системы. Как писал сам Хаббард: «цель тяжбы в том, чтобы вымотать и обескуражить, а не в том, чтобы выиграть дело. При помощи закона легко можно причинить беспокойство, а, причинив достаточно беспокойства тому, чье положение и без того непрочно, поскольку он осведомлен о своей неправоте, вполне можно уничтожить его как профессионала. При возможности, конечно, его следует полностью разорить». Несмотря на периодически возникающие скандалы, порой с уголовным оттенком, юридическим службам сайентологов удается выводить организацию из под удара.

    Примечательно, что сайентология активно использует «культ науки», специфический пиетет перед знаками «научности», распространенный в не слишком образованной части современного общества. Примером такой «научно» окрашенной теории может служить сайентологическая шкала «эмоциональных уровней», простирающаяся от 0 – состояния мертвого тела до 40 – уровня «безмятежности». Промежуточные уровни включают, между прочим, множество точных значений, таких как 0,05 – апатия; 0,07 – отчаяние; 0,94 – оцепенение; 0,96 – ужас; 0,98 – безнадежность; 1,0 – страх; 1,02 – тревога; 1,1 – скрытая враждебность, и т.д. Очевидная сомнительность любых количественных методов анализа эмоций не отменяет главного: сопоставление ряда терминов обыденного языка с рядом конкретных числовых величин порождает психологически значимый эффект «научности» предъявленного «знания».

    Справедливости ради следует отметить, что существуют движения, противостоящие церкви сайентологии. Часть печатных текстов и сетевых ресурсов, направленных против сайентологии, создана ренегатами учения, часть – просто критически мыслящими людьми, считающими распространение сайентологии опасным явлением. Однако эти движения уступают в организованности и влиянии учению Хаббарда.

    Сергей Гурко