Содержание статьи
    Также по теме

    СЕКРЕТАН, ШАРЛЬ

    СЕКРЕТАН, ШАРЛЬ (Secrétan, Charles) (1815–1895), швейцарский философ, теолог и историк философии. Родился в Лозанне 19 января 1815. В 1836 прослушал в Мюнхене курс лекций Шеллинга, в 1838–1845 преподавал философию в Лозаннском университете, в 1845 в связи с политическими событиями в кантоне Во был уволен и в 1850–1866 преподавал в коллеже в Невшателе. Вернулся на свою кафедру в Лозанну, где проработал до конца жизни. Секретан не только играл важную роль в интеллектульной и моральной жизни своей страны, но оказал известное влияние и на французскую культуру, с которой он был тесно связан, в частности на французский протестантизм. Сотрудничал в «Revue philosophique», издававшемся Т.Рибо. Друг Ренувье, Секретан обсуждал в переписке с ним проблемы неокритицизма. В 1883 стал членом-корреспондентом Академии юридических и политических наук Франции.

    По своим философским воззрениям Секретан близок к традиции французского спиритуализма. Основные идеи его концепции, складывавшейся под влиянием Баадера, Декарта, Канта и Вине, изложены в книге Философия свободы (Philosophie de la liberté, 1848–1849), где он предпринял оригинальную попытку согласовать догматы христианской веры с принципами рационалистической философии. В духе традиций протестантизма и либеральных идей, которые защищал А.Вине, Секретан подчеркивал значение ценностей личной свободы, солидарности и любви, видя в них ключ к решению социальных проблем. Главным для него стало понятие свободы, которое лежит в основе его теологии и метафизики, а также связывает последнюю с моралью.

    Секретан утверждал, что Бог не только суверенно свободен и является источником высших истин, но представляет собой чистую свободу как таковую. Существование Бога определяется, по Секретану, лишь его свободной волей; в своей абсолютной свободе Бог доходит до самоограничения в акте творения мира. Духовная и социальная солидарность, подчинение нравственному закону делает из индивидов, обособленных и рассеянных в мире вследствие грехопадения, свободных и ответственных личностей.

    Первоначально философии Секретана был свойствен определенный пессимизм, но постепенно, под влиянием эволюционистской теории, он уступил место иным настроениям; Секретан все больше склонялся к концепции бесконечного прогресса. Эволюционизм оказал воздействие и на его трактовку религиозных проблем. Так, он утверждал, что догматы теологии не вневременны, а претерпевают изменение в ходе исторического развития. Секретан проявлял интерес к социальным проблемам, настаивая на необходимости равного распределения благ в обществе, отмены классовых привилегий, равноправия женщин.

    Среди трудов Секретана – Философия Лейбница (La philosophie de Leibniz, 1840); Исследования о методе (Recherches sur la méthode, 1857); Разум и христианство (Raison et le christianisme, 1863); Философия Виктора Кузена (Philosophie de Victor Cousin, 1868); Религия, философия и наука (La religion, philosophie et la science, 1881); Теология и религия (Théologie et religion, 1883); Принцип морали (Principe de la morale, 1884); Цивилизация и вера (Civilisation et la croyance, 1887); Право женщины (Droit de la femme, 1888); Социальные исследования (Etudes sociales, 1889); Права человечества (Les droits de l'humanité, 1890); Моя утопия (Mon utopie, 1892); Опыты по философии и литературе (Essais de philosophie et de littérature, 1896); Переписка Ренувье и Секретана (Correspondance de Renouvier et Secrétan, 1910).

    Умер Секретан в Лозанне 21 января 1895.

    Ирина Блауберг

    Литература

    Секретан Ш. Цивилизация и вера. М., 1900