Содержание статьи
    Также по теме

    СЕРТИЙАНЖ, АНТОНЕН

    СЕРТИЙАНЖ, АНТОНЕН (Sertillanges, Antonin) (1863–1948), французский религиозный мыслитель. Родился в Клермон-Ферране 17 ноября 1863. Получил естественнонаучное образование. В 1883 вступил в орден доминиканцев. С 1893 по 1900 был секретарем журнала «Ревю томист» («Revue Thomiste»). Профессор философии в Католическом институте в Париже (1900–1922), в Риколе (1924–1928) и Солшуаре (1928–1939). Стал редактором «Журнала молодых» («Revue des Jeunes»). С 1918 – член Французского Института.

    В работе Фома Аквинский (Thomas d'Aquin, 2 vol., 1910) рассматривал учение св. Фомы как живой организм, способный развиваться и ассимилировать новые достижения. Эта работа вышла еще до появления исследований Жильсона, и примененный в ней подход делает Сертийанжа предшественником неотомистов. Анализу того, как философия томизма соотносится с проблемами 20 в., посвящено и его сочинение Христианство и философии (Le christianisme et les philosophies, 2 vol., 1939–1941), где он показывает, что вопреки картезианскому разделению веры и разума влияние христианства по-прежнему сказывается в современных философских системах. В томистской философии Сертийанж увидел интеллектуальную основу религиозной мысли, одновременно традиционной и открытой всем формам современного гуманизма, философским и научным. Томизм, с его точки зрения, – именно та христианская философия, которая исправляет ошибки античной философии и осуществляет ее заветы.

    Сертийанж писал о важности онтологической проблематики в томизме, что, с его точки зрения, и должно служить основанием для синтеза на базе томистской мысли достижений позитивных наук. Так, в работе Идея творения и ее отзвуки в философии (L'idée de création et ses retentissements en philosophie, 1945) он сопоставляет христианское учение о творении и научную теорию эволюции и защищает идею об их совместимости.

    Среди других его трудов – Истоки веры в Бога (Les sources de la croyance en Dieu, 1903); Социализм и христианство (Socialisme et christianisme, 1905); Моральная философия св. Фомы Аквинского (La philosophie morale de Saint Thomas d'Aquin, 1914); Церковь (L'Eglise, 2 v., 1917); Интеллектуальная жизнь (La vie intelectuelle, 1921); Католическая жизнь (La vie catholique, 2 v., 1921); Великие положения томистской философии (Les grandes thèses de la philosophie thomiste, 1928); Катехизис неверующих (Catéchisme des incroyants, 1930); Христианский оратор (L'orateur chrétien, 1930); Бог или Ничто (Dieu ou Rien, 2 v., 1933); Молитва и музыка (Prière et musique, 1936); Верующий перед лицом жизни (Le croyant devant la vie, 1937); Анри Бергсон и католицизм (Henri Bergson et le catholicisme, 1941); Философия Клода Бернара (La philosophie de Claude Bernard, 1944); Идея творения и ее отзвуки в философии (L'idée de création et ses retentissements en philosophie, 1945?); Проблема зла (La problème du mal, 2 v., 1939–1941).

    Умер Сертийанж в Салланше в 1948.

    Ирина Блауберг