Содержание статьи
    Также по теме

    ШАББАТ

    ШАББАТ (древнеевр. «покой»), еврейская суббота, седьмой день недели, день покоя и радости, посвященный Господу (Исх 16:23). Первоначально днем покоя считался отрезок времени от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу, но впоследствии в христианском мире распространился обычай посвящать «субботнему покою» следующий день, воскресенье. В библейские времена термином «шаббат» обозначались: день покоя, установленный Богом (Лев 16:31), полная неделя (Лев 23:15) и седьмой год (Лев 25:4). Происхождение обычая субботнего покоя неясно. Впервые соблюдение покоя в этот день было объявлено законом для евреев во время исхода из Египта (Исх 16:23-30). Обычай соблюдения субботнего дня не прослеживается ни у египтян, ни на предполагаемой прародине евреев в Месопотамии. Ассирийское слово «шабатту» обозначает 15 день месяца и имеет, возможно, только этимологическое сходство с еврейским словом. В то же время вавилонское словосочетание «ум нух либби» («день покоя сердца»), употреблявшееся по отношению к 7, 14, 21 и 28 дням месяца, обозначало день умиротворения и воздержания, внушенного страхом перед гневом мстительного божества.

    Соблюдение субботы было исключительно древнееврейским обычаем, если не установленным изначально, то сложившимся во время странствий евреев в пустыне, как знак повиновения и подчинения Богу, который освободил евреев из египетского рабства, приблизил к себе и сделал избранным народом. В скинии завета, а впоследствии в иерусалимском Храме субботний ритуал сопровождался принесением в жертву двух агнцев в дополнение к ежедневной утренней жертве всесожжения и вечерней жертве (Числ 28:9), обновлением хлебов предложения (Лев 24:8) и созывом «священного собрания» народа (Лев 23:2). В более поздней практике синагогальной службы этот день выделялся из других дней недели особыми молитвами. Наряду с предписаниями ритуального характера с субботой связаны и запреты (например, на всякий рабский труд). Из запрещенных работ упомянуто лишь несколько – заготовка дров, зажигание огня, пахота, сев, торговля. Начиная со 2 в. до н.э. этим запретам уделялось все большее внимание, и раввины составили перечень из 39 основных видов работ, к которым сводились прочие многочисленные действия, запрещенные в субботу. Эта «установка ограды вокруг Торы» имела целью защиту работников от эксплуатации, поскольку уточняла, каких действий от работника нельзя требовать, и в то же время разъясняла, какие действия разрешены и даже обязательны (например, спасение больного).