Содержание статьи
    Также по теме

    ШАРИРА

    ШАРИРА (санскр. – «тело»), понятие индийской философии, обозначающее тело, точнее тела, поскольку признаются несколько телесных образований, различаемых по степени своей материальности и близости к духовному началу индивида. Физическое тело в качестве единственного телесного агрегата допускается только материалистами, буддистами и некоторыми брахманистскими системами.

    Структурность телесных оболочек индивида косвенно обозначена уже в Тайттирия-упанишаде, где различались такие иерархические уровни Атмана (одним из ранних значений данного термина также было «тело»), как Атман пищи, Атман дыхания, Атман мышления, Атман распознавания и Атман блаженства. В шраманский период середины I тыс. до н.э. некоторые философы-пилигримы (паривраджаки) брахманистской ориентации, в частности Поттхапада, преобразовали и формализовали эту иерархию в трехуровневую, различая Атман материальный, «состоящий из ума» – и бесформенный. Третий обозначает собственно духовное начало, первый – обычное физическое тело, второй – промежуточное образование, имеющее свою структуру («члены»), примерно соответствующее душе и отличное от духа.

    В джайнизме различаются пять телесных образований, опосредующих прохождение души (джива) в сансаре. Умасвати в Таттвартхадхигамасутре различает: обычное тело, называемое «утробным» (аударика), «трансформирующееся» (вайкрия), «перемещающее» (ахарака) совершенного-архата, когда он пребывает в неземных мирах, «огненное» (тайджаса) и кармическое (кармана). При этом отмечается, что каждое последующее тело тоньше предыдущего. Последнее занимает существенно важное место в джайнской антропологии и сотериологии: именно в нем выявляется тонкоматериальный характер кармы, что составляет специфическую черту джайнского учения. Его функция состоит в том, чтобы «приращивать» кармы к душе-дживе в результате ее действий (приближение к «освобождению» измеряется мерой уничтожения карм, притягиваемых этим субтильно-телесным образованием).

    В философии санкхьи уже в доклассический ее период признавалось, кроме органического, также «тонкое тело» (сукшма-шарира), опосредующее связь между духовным началом и физическим телом. О распространенности этой концепции свидетельствует тот факт, что отрицавший «тонкое тело» философ Виндхьявасин (4 в.) составлял исключение среди санкхьяиков. Согласно Санкхья-карике, «тонкое тело» состоит из 18 компонентов (3 ментальных способности плюс 10 способностей перцептивных и деятельных плюс 5 тонких объектов-танматр) и является «носителем» всей активности условного индивида. По Санкхья-карике, оно возникает раньше физических тел, перманентно в сравнении с ними («растворяется» только в конце каждого мирового периода), «пропитано» диспозициями сознания (бхавы), движимо целями Пуруши, по всемогуществу первоматерии Пракрити надевает, подобно актеру, любые телесные костюмы в зависимости от предыдущего состояния индивида, но само, без физического тела, «вкушать» объекты не может.

    Адвайта-веданта помимо физического и тонкого тел (линга) признает еще «причинное» (карана-шарира), пребывающее и в периоды «космических ночей» (пралая), когда мир периодически разрушается, в Первоматерии, также именуемой «пракрити». Все три считаются иллюзорными «наложениями» на Атман, за которые ответственно Незнание.

    Расхождения школ индийской философии были связаны прежде всего с проблемой состава физического тела. Санкхьяики и буддисты придерживались мнения, что оно складывается из всех стихий – земли, воды, огня, ветра и пространства (буддисты, правда, колебались в признании последнего в указанном качестве), наяики же считали, что тело состоит только из земли как своей материальной причины, тогда как остальные стихии лишь участвуют в нем на правах дополнительных причин. Другая проблема, также разделившая санкхьяиков с вайшешиками и наяиками, – вопрос о характере связей способностей восприятия (индрии) с физическим телом: первые не считали их телесными, вторые производили их от материальных элементов, которые участвуют и в теле.

    Все индийские философские школы были едины в том, что основные сансарные бедствия коренятся в ложном самоотождествлении духовного начала с психофизическим агрегатом, основу которого составляет тело. Специальные медитативные упражнения санкхьяиков и ведантистов были направлены на осознание пропасти между Атманом и телом и разрушение представлений типа «Это – мое тело».

    Буддисты были особо изобретательными в дезавуировании тела, рекомендуя медитировать на предмет его разрушимости, нечистоты, зловония и всех признаков трупа, которые в нем обнаруживаются уже при жизни; эти же настроения характерны для джайнов и йогинов. Противоположная тенденция обнаруживается в тантризме, где тело, напротив, является желанным средством обретения чувственных удовольствий, которые оправдываются особой стратегией достижения «освобождения».

    См. также АНТАХКАРАНА; АТМАН; БХАВЫ; МОКША; ПРАКРИТИ; ПУРУША; САНКХЬЯ-КАРИКА; ТАНТРЫ; ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА.

    Литература

    Лунный свет санкхьи: Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра. М., 1995