Содержание статьи
    Также по теме

    СКАНДА

    СКАНДА (санскр. – «Излитый»), в индуистской мифологии шестиголовый бог войны (перенявший в значительной мере эту функцию у Индры), предводитель войска богов. Сканда, элементы прототипов которого восходят, по мнению некоторых ученых, еще к протоиндийской цивилизации, включается в основной пантеон сравнительно поздно, не позднее рубежа новой эры, но сразу занимает в нем почетное место.

    Существуют две версии его происхождения. По одной из них, он стал сыном бога огня Агни и богини жертвенного возлияния Свахи. Во время их брачного соединения Сваха принимала облик жен шести мудрецов-риши, и так объясняется рождение Сканды с шестью головами и двенадцатью руками и ногами (Махабхарата). По другому мифу, значительно более популярному, Сканда родился сыном Шивы и Парвати ради уничтожения могучего асуры Тараки на одном из витков безначальной войны богов и демонов: по речению Брахмы, того никто не мог убить, кроме сына Шивы. При зачатии Сканды семя Шивы упало в огонь, но Агни не смог его удержать (здесь явно содержится «полемика» с первым из изложенных мифов), бросил в воды великой реки Ганг, которая, в свою очередь, отнесла ее Химавату (персонификация Гималаев), где младенца воспитали шесть звезд Плеяды Криттик. Вынужденный принимать молоко от каждой из своих шести кормилиц, младенец отрастил себе шесть голов и, по их имени, приобрел прозвище Картиккея (Махабхарата). Выросший Сканда выполнил свое предназначение, убив Тараку и уничтожив полчище демонов. Этому сюжету посвящена поэма Калидасы Кумарасамбхава (Рождение бога войны): в качестве юноши (кумара) Сканда-Картиккея фигурирует во всех мифах. Сканда представлен преимущественно аскетом, иногда ему дается в жены «амазонка» Дэвасена (букв. «Божественное войско»). Как и у других индуистских богов, у Сканды свое ездовое животное (вахана) – павлин, его устойчивые атрибуты – копье, лук, стрелы, а также петух, изображенный на его знамени.

    Культ Сканды наиболее популярен в Южной Индии, где Сканда отождествляется с местным дравидским богом Муруганом. Социальная роль его неоднозначна: с одной стороны, его устойчивым эпитетом-именем является Субрахманья («Благой к брахманам»), с другой – он считается покровителем воров.

    Литература

    Волчок Б.Я. Протоиндийские параллели к мифу о Сканде. – В кн.: Сообщение об исследовании протоиндийских текстов. Proto-Indica. Т. 2. М., 1972
    Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975
    Дубянский А.М. Тамилнад: Сканда-Муруган. – В кн.: Древо индуизма. М., 1999