Содержание статьи

    СОМА

    СОМА (санскр. – «Сома очищающийся»), ведийское божество одноименного сакрального растения, сок которого, вызывавший экстатическое состояние, приносили в жертву богам в обрядах торжественного ритуала для умножения их силы и поддержания бессмертия; впоследствии один из восьми хранителей мира (локапалы), ответственный за северо-восток.

    Культ сомы, которому в Ригведе посвящено множество гимнов (здесь он сопоставим только с Индрой и Агни), восходит к периоду индо-иранского единства. Приготовление сока сомы составляло сложный обряд: стебли сомы вымачивали в воде, затем отжимали давильными камнями, очищали через цедилку-сито из овечьей шерсти, разбавляли водой, смешивали с молоком, кислым молоком или ячменем и разливали в сосуды, сопровождая эти действия чтением хвалебных гимнов, которым придавалось особое значение. Считалось, что именно напиток сомы давал ведийским певцам вдохновение. Помимо сомы-растения ведийские индийцы почитали Сому-небесного, в котором и они и их потомки видели божество луны. Благодаря своему значению для жертвоприношения (в связи с которым он сопоставим только с Агни) Сома неоднократно величался господином мира, его царем, богом над всеми богами (Ригведа). Мифология Сомы, однако, весьма мало персонифицирована: известны сюжеты о похищении его с гор орлом, его помощь Индре в победе над демоном Вритрой; в свадебном гимне Ригведы он выступает женихом Сурьи, дочери главного солнечного божества Савитара.

    Как и другие главенствовавшие в ведийский период божества, в Махабхарате и Пуранах Сома занимает положение, подчиненное по отношению к основным индуистским богам. В эпической мифологии существовали различные версии происхождения Сомы: по одной из них, он является (через мудреца-риши Атри) внуком Брахмы, по другой – сыном Дхармы. Согласно Вишну-пуране, он похищает у своего «кузена» божества Брихаспати супругу Тару, от которой вскоре у него рождается сын Будха. Как божество луны и, фактически, ее персонификация, Сома периодически становится жертвой Раху, демона солнечного и лунного затмения и, по Рамаяне, терпит нападение царя демонов Раваны, пока к нему не приходит на помощь Брахма.

    См. также АГНИ; ВЕДЫ; ИНДРА; ЯМА.

    Литература Овсянико-Куликовский Д.Н. Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях общественности, ч. I. Культ божества Soma в древней Индии в эпоху Вед. – Записки Имп. Новорос. ун-та, 1884, т. 39
    Овсянико-Куликовский Д.Н. Основы ведаизма (Культы огня и опьяняющего напитка). – В кн.: Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений, т. 6. СПб, 1909
    Ригведа. Избранные гимны. М., 1972
    Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986
    Топоров В.Н. Сома. – В кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 2. М., 1991