Содержание статьи
    Также по теме

    СУКХАВАТИВЬЮХА

    СУКХАВАТИВЬЮХА (санскр. – «Подробное описание счастливой земли»), сочинение ранней махаяны из цикла текстов амидаизма – культа будды западного региона Амитабхи (Амитаюс), составленное на санскрите во 2–3 вв. Будда на холме Гридхракута близ Раджагрихи, сопровождаемый тысячами монахов, учеников и бодхисаттв, перечисляет в беседе со своим любимым учеником Анандой 81 своего предшественника. Последний из них, будда Локешварараджа, рассказывает монаху Дхармакаре, который однажды возродился в виде будды Амитабхи, о райских «странах Будды». В «Будда-лэнде» Сукхавати, или в Чистой Земле, нет ни адских регионов, ни животных воплощений, распространяется только блаженное благоухание, текут сладкие реки, растут деревья из драгоценных камней и сказочный лотос, а его обитатели испытывают все возможные удовольствия. Рассуждения на этические темы связаны, во-первых, с необычайно успешной «карьерой» Дхармакары, а во-вторых, со способами достижения буддийского рая.

    В главе Х сообщается, что Дхармакара, исполняя обет бодхисаттвы, никогда не позволял себе в течение неисчислимых «эонов» даже малейших импульсов похоти, злобы или жестокости, избегая всех контактов с объектами пяти чувств. Он был деликатен в общении, сострадателен, уживчив, дружелюбен, удовлетворен тем, что у него было, лишен недоброжелательности, легкомыслия, подозрительности, лукавства, его речь была благожелательна, он был усерден и настойчив в своем стремлении к Чистой Земле. Ради блага всех существ Дхармакара постоянно повторял молитву, демонстрируя в то же время почтение (без лести) к друзьям, учителям, общине, дхарме и Будде, побуждая и других совершать добрые дела. Исполняя непрерывно обеты бодхисаттвы, он постепенно осваивал «совершенства» (парамиты), начав со щедрости (дана). Он был примером для других в достижении высшего из «совершенств» – познания (джняна), а также в таких, как медитация (дхьяна), мужество (вирья), терпение (кшанти) и нравственное поведение (шила). В результате Дхармакара накопил такую «заслугу», что в каком бы месте он ни возрождался, к нему со всей земли стекались несметные богатства. Его подвиги позволили ему постичь и истину «пустоты» (шуньята), а также реальное отсутствие причинно-следственных связей и целей существования.

    Это накопление «заслуги» доступно, однако, не только Дхармакаре: в главе VIII перечисляются различные проявления этой аккумуляции «корней благого» (кушала). Будда утверждает, что ему не стоило бы достигать полноты знания, если бы его почитатели не могли накопить «капитал», достаточный для рождения в благородной семье, созерцания дерева «просветления» (бодхи), обретения любых земных богатств и предметов роскоши (в раннем буддизме две последних цели однозначно осуждались) и для возрождения в «стране Будды» после слышания одного только его имени. В главе XVII Будда говорит Ананде, что результат действий – постепенное плодоношение «корней благого» у истинно добродетельных существ – на деле постижим только для будд (даже не для его ближайших учеников). В главах XXVII–XXVIII выясняется мера заслуг истинных почитателей Будды западного рая. Те, кто благочестиво размышляет о Татхагате и усердно накапливает «заслугу», обращаясь всей мыслью к «просветлению» и молятся о том, чтобы возродиться в блаженной земле, удостаиваются явления им в час смерти Амитабхи, окруженного свитой монахов. Тем же, кто его почитает, но не так усердно, и не стремится со всей энергией накопить «заслугу», Амитабха является в образе, сходном с действительным, но на деле «созданном мыслью».

    Текст Сукхавативьюхи следует рассматривать в исторической перспективе. Доступность рая Амитабхи даже для нерадивых и преданных лишь его имени, постепенно претворяется в возможность легкого пути даже для тех, кто совершает наиболее тяжкие преступления (что опять-таки было бы затруднительно в перспективе классического буддизма). В Амитаюрдхьянасутре, современном Сукхавативьюхе произведении того же цикла, могущество Амитабхи демонстрируется избавлением от самых страшных наказаний за совершение тяжких преступлений одним лишь мысленным обращением к Амитабхе. Перспектива легкого достижения рая обусловила широкую популярность секты «Чистой Земли» в регионах махаяны – в Китае, Японии, странах Юго-Восточной Азии.

    См. также ПАРАМИТЫ; ПУНЬЯ; ШИЛА.