Содержание статьи
    Также по теме

    ТАБУ

    ТАБУ. Полинезийское слово «табу» относится к запрещению прикасаться к некоторым предметам или людям, брать их или использовать – в силу святости, которой они наделены. Наибольшее развитие феномен табу получил в Полинезии (впервые был описано как обычай аборигенов островов Тонга в 1771 Дж. Куком), хотя известен не только там. Например, в конце 5 в. Анаксимандр (младший) из Милета собрал в своем Толковании пифагорейских символов десятки табу пифагорейской общины (не говорить в темноте, не ходить по торным дорогам и др.) Известны запреты на захоронение в шерстяной одежде, на отдельные виды мяса и рыбы и на бобы (см. также ПИФАГОРЕИЗМ).

    Табу подразумевает нечто большее, нежели осторожность, уважение или благоговение, с которыми во всех культурах принято обращаться со священным объектом. Мистическая сущность предмета или человека считается заразной и опасной; эта сущность (у народов Меланезии и Полинезии она носит название мана, у иранцев – фарн, суу (сур) или сулдэ – у тюрок и монголов) – всепроникающая магическая сила, которая может войти в человека или в предмет, подобно электричеству.

    В полинезийской социальной структуре положение человека зависело от того, каким табу он обладал. Некоторые люди были табуированы от рождения, например, вожди и вожди-жрецы, которые происходили от богов и от них получали магическую силу. Все, до чего дотрагивался вождь, считалось табу для других из-за опасности для простых людей. В повседневной жизни это причиняло неудобства людям благородного происхождения, поскольку им приходилось – во избежание связанного с их могуществом вреда для окружающих – принимать утомительные меры предосторожности. Табу обычно накладывалось на поля, деревья, каноэ и т.д. – чтобы сохранить их или уберечь от воров. Предупреждением о табу служили условные знаки: связка раскрашенных листьев или, как на Самоа, изображение акулы из листа кокосовой пальмы. Такие запреты могли безнаказанно игнорироваться или отменяться только теми людьми, которые обладали еще большей мана. Нарушение табу считалось духовным преступлением, влекущим за собой несчастье (в виде порчи, болезни или смерти) и разнообразные социальные санкции со стороны сообщества и его лидеров. Болезненные последствия от соприкосновения с табуированным объектом можно было устранить и освободиться от табу с помощью специальных обрядов, совершавшихся жрецами.

    Будучи продуктом жизнедеятельности первобытного человека, в ходе исторического развития ряд трансформировавшихся табу вошли в виде различных представлений, обычаев, ценностей и норм в мораль, религию, право и обыденную жизнь людей.

    Существует ряд концепций, объясняющих происхождение, содержание и функционирование табу: 1) магическая (рассматривающая запреты как негативную форму практической магии, отличающуюся от колдовства как позитивной формы магии – Д.Д.Фрейзер); 2) религиоведческая (объясняющая табу как «священные законы» и запреты, связанные с верованиями в духовных существ – Э.Б.Тайлор); 3) психологическая (дающая психоаналитическую трактовку табу как выражения амбивалентных состояний и отношений, и подчеркивающая его роль как формы первобытной морали и одного из «пусковых механизмов цивилизации» – З.Фрейд); 4) антропологическая (истолковывающая табу как форму социального контроля – Б.Малиновский и др.) и их различные версии и комбинации.

    См. также ЯЗЫЧЕСТВО.

    Литература

    Фрейд З. Тотем и табу. СПб, 2005