Содержание статьи
    Также по теме

    ТАТХАТА

    ТАТХАТА (санскр. – «таковость»), одно из обозначений подлинной, самотождественной, безусловной и невыразимой природы вещей в текстах буддизма махаяны, в основном в школе йогачара-виджнянавада. Татхата как Абсолют, не допускающий никаких квалификаций и атрибуций, соответствует понятию шуньяты, но намечает скорее положительный, чем отрицательный аспект высшей реальности. Мадхьямики отвергали это понятие как «слишком позитивное».

    Истоки концепции татхаты отмечают в ранних текстах традиции йогачары – в Ланкаватара-сутре (3–4 вв.), в Шрималадэвисимханада- и Татхагатагарбха-сутрах, а также в известном сочинении Махаянашраддхотпадашастре (Наука пробуждения веры махаяны), об авторстве которого среди буддологов нет единого мнения: традиционно оно приписывается проповеднику-поэту Ашвагхоше, но многие отрицают не только эту атрибуцию, но даже индийское происхождение памятника (утверждая его китайское происхождение). В этом сочинении «таковость» означает тотальность действительности в единстве ее трансцендентного и феноменального аспектов (дхармадхату). Она пребывает во всех существах и не претерпевает никаких изменений ни в «совершенном», ни в «загрязненном» состоянии. Концепция «таковости» обсуждается и в Ратнаготравибхага Уттаратантре, приписываемой Стхирамати (5 в.).

    В текстах классической виджнянавады «таковость» означает «вещи-сами-по-себе», освобожденные от ложных проекций человеческого воображения и любых форм «конструирования» (кальпана). Поэтому она соответствует третьему – высшему – уровню реальности, который всегда обозначался в виджнянаваде как «совершенная природа» (паринишпанна-свабхава), лежащая по ту сторону различения субъекта и объекта познания. Поскольку совершенная природа ассоциируется с аккумулированным сознанием (алаявиджняна), татхата соответствует и ему. В трактате Васубандху, посвященном трем уровням реальности, – Трисвабхаванирдеша, – приводится аналогия со слоном, образ которого конструируется магом и в существовании которого не сомневаются зрители, хотя на деле он только кусок дерева, с которым производятся виртуальные операции. По словам Васубандху, здесь «коренное сознание подобно мантре, «таковость» мыслится подобной куску дерева, воображение следует уподобить форме слона, дуальность – слону». «Таковость» означает не просто реальность, к которой неприменимы схемы рассудка, но полную непричастность к ним, прежде всего к субъектно-объектной структуре познания, и их, в свою очередь, нерелевантность в применении к ней (поэтому речь должна идти не просто о куске дерева, но обязательно и об «отсутствии слона»). Приближение к «таковости» рассматривается как высший результат познания вещей, который постигается только через интуицию (нирвикальпака), которой наделены носители «сверхмирного знания» (локоттара-джняна). По одной из аналогий, конструирование рассудка, стимулируемое ветрами неведения (авидья), подобно волнам на море; когда неведение прекращается, волны ума успокаиваются и вещи остаются такими, «как они есть».

    Хотя татхата была значительно менее популярной концепцией махаяны, чем шуньята, она оказала значительное влияние на махаяну и особенно на буддийский тантризм (ср. также дзен). Некоторые современные буддисты называют буддийское мировоззрение в целом «философией таковости».