Содержание статьи
    Также по теме

    ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА

    ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА (санскр. – «Сутра о постижении значения первопринципов»), текст джайнской философии и религии, составленный в 2–3 вв. «наставником аскетов и риторов» Умасвати, считавшимся учеником авторитетного философа и религиозного учителя Кундакунды.

    Текст Умасвати составлен на санскрите и состоит из 10 глав. Глава 1, содержащая вводную часть и теорию познания, открывается тезисом, согласно которому путь к освобождению (мокша) – это праведные воззрение, познание и поведение. Праведное воззрение – убежденность в истинности 7 категорий (таттвы): джива (душа), аджива (не-душа), асрава («приток» в душу тонкой кармической материи), бандха («связанность» души этой материей), самвара, нирджара и мокша. Правильное познание подразделяется на чувственно-логическое, познание от слова авторитета, ясновидческое, телепатическое и абсолютное (классификация, отличная от общеиндийского распределения источников знания). Первые два вида – опосредованные (различаются пять стадий первого), остальные – непосредственные. Главы 2–4 посвящены главной категории – дживе. Сущность души – способность к отражению объектов. Умасвати дает подробную классификацию душ: они делятся на сансарные и освободившиеся, разумные и неразумные, динамические и стационарные. Здесь же различаются четыре способа рождения живых существ. Глава 5, посвященная субстанциям души и не-души – дхарма и адхарма (в джайнизме условия движения и покоя), акаша-пространство, пудгала (материя) – открывается определением субстанций (дравья) как таковых (включая и дживу). Общие их атрибуты – вечность, неизменность, бесформенность. Здесь же делается оговорка, что вещество-пудгала имеет форму, и вводится еще один общий атрибут субстанций – вездесущие (которое, правда, не распространяется на атомы). Выясняются основные назначения всех субстанций и сама их природа как субстрата качеств и проявлений и учитывается мнение тех, кто относит к субстанциям также и время. В главах 6–7 рассматривается асрава, определяемая как активность тела, речи и ума. Вместе с тем асрава – это результат активности: благой и не-благой, омраченной и не-омраченной. Перечисляются асравы различных карм как следствия прошлых поступков. Тема притока карм открывает возможность для выяснения третьего основания джайнской сотериологии – праведного поведения. Речь идет о пяти фундаментальных «обетах»: преодоления насилия (ахимса), лжи, воровства, нецеломудрия, стяжательства, и подробно перечисляются проступки. В главе 8 рассматривается бандха – закабаление индивида кармами (как следствие асрав); здесь же даются расчеты сроков действия различных карм. В главе 9 рассматриваются две стадии преодоления притока карм и закабаления ими – самвара, или остановка асравы посредством нравственных деяний и аскетических подвигов, и нирджара, или окончательное «закрепление» противодействия кармам. Глава 10 посвящена мокше: «освобождение» – это ликвидация причин закабаления, иначе говоря, результат нирджары, который мыслится как уничтожение всех карм. Адепт, достигающий этого состояния, становится всеведущим и как «совершенный» (сиддха) может «восходить» до пределов вселенной.

    Таттвартхадхигама-сутра многократно комментировалась (первым ее истолкователем был сам Умасвати) как шветамбарскими, так и дигамбарскими философами и сохраняет свое значение в современном джайнизме.

    См. также АХИМСА; ДЖАЙНИЗМ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; КАРМА; КУНДАКУНДА; МОКША.

    Литература

    Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. М., 1997