Содержание статьи
    Также по теме

    ТЕОСОФИЯ

    ТЕОСОФИЯ (из греч. theos, «бог» и sophia, «мудрость»), совокупность учений, предлагающих объяснение истоков и смысла жизни и глубочайшее познание бога и божественных вещей. В отличие от теологии и философии, теософия претендует на высшее знание Бога и мира, присущее мистике благодаря ее «способности» к непосредственному созерцанию при помощи божественного света. Поэтому теософия есть общее название для всех мистических систем, в особенности же для пантеистических, возвращающихся к неоплатонизму.

    Теософия включает в себя антропогенез и космогенез, рассматривая единство жизни, материальной и духовной, в категориях эволюции, подчиняющейся некоему абсолютному закону. Теософские идеи можно обнаружить в сочинениях философов (например, Платона и Плотина), у христианских гностиков и – в более явной форме – в священной литературе Египта, Китая и Индии. К мистикам принадлежали Яков Беме, Валентин Вейгель, Сведенборг, Христофор Фридрих Этингер, Сен-Мартен, Франц Баадер.

    Теософия опирается на следующие принципы.

    1. Постулируется существование Первопричины, которая вечна, не возникает и не умирает; эта Первопричина есть абсолютное и неизменное первоначало, бесконечная реальность, внутри которой всякая ее манифестация обладает бытием.

    2. Первородный Источник отражается в тварном универсуме, становясь через это манифестацией Бога, или Логосом.

    3. Универсум порождается беспричинной Первопричиной как космическая идеация, из которой возникает сначала диада, т.е. оппозиция духа и материи, а затем триада – дух, материя и отношение между ними (сознание).

    4. Внутри манифестированного сознания, хотя и дифференцированно, существуют мириады отдельных сознаний, каждое из которых есть Божественный Сын, или Монада.

    5. Космическая задача Монад состоит в том, чтобы развернуть врожденные силы сознательной божественности посредством осознания ограничений и овладения более глубокими слоями материи в трех материальных мирах – минеральном, растительном и животном. Теософия учит, что существует эволюция уровня сознания, параллельная эволюции формы, и что на человеческом уровне Монада может быстрее осуществить свою задачу, так как здесь она встречает разумное сотрудничество.

    6. Монада – это бессмертное начало сознания в человеке, и потенциальные силы этого начала постепенно высвобождаются в циклах реинкарнаций.

    7. Реинкарнация мыслится как упорядоченная и периодическая смена высшим «Я» человека различных смертных «оболочек», в которых это «Я», пользуясь как инструментами умом, эмоциями и физическим телом, получает возможность для расширения своего опыта и дальнейшего роста.

    8. Периодическое возвращение человеческого духа в материальную форму предопределяется кармой – законом действия и ответного действия, обеспечивающим соблюдение принципа высшей справедливости во Вселенной.

    9. Использование человеческого опыта состоит в «просвещенном» осознании единства Жизни; это осознание есть духовная мудрость – оно служит основанием этики, которая, в свою очередь, гарантирует, что пробужденные духовные силы будут направлены на поддержание эволюционного процесса, а не на противодействие ему. После достижения этой ступени предназначением человеческого духа становится бесконечное совершенствование собственной божественной природы.

    Возрождение древних теософский идей в наше время было связано с учреждением 17 ноября 1875 в Нью-Йорке, по инициативе Е.П.Блаватской, полковника Г.С.Олкотта, У.К.Джаджа и других, Теософского общества. Олкотт стал его первым председателем, а Блаватская – его первым секретарем-референтом. Поначалу немногочисленное, общество сегодня насчитывает 35 тысяч членов в более чем 50 странах мира. Штаб-квартира Теософского общества расположена в Адьяре (шт. Мадрас, Индия). Обществом создана обширная литература, однако главным теософским сочинением продолжает считаться Тайная доктрина Блаватской (закончена в 1888). Позднейшие председатели общества, в частности – Анни Безант, также внесли вклад в литературное наследие Теософского общества. Главные цели общества: 1) создать ядро всемирного братства людей без различия расы, веры, пола, касты или цвета кожи; 2) поощрять исследования в области сравнительного религиоведения, философии и естествознания; 3) изучать непознанные законы природы и скрытые способности человека.

    Литература

    Блаватская Е.П. Тайная доктрина: Синтез науки, религии и философии, тт. 1–2. М., 1993
    Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 1994