Содержание статьи

    ТОР

    ТОР (Tor) (Веор, Вингнир) – в скандинавской мифологии один из богов-асов; второй по значимости после Одина; соответствует германскому Донару. Сын Одина и Ерд (обожествленная Земля); согласно другим версиям, его матерью была Хлодюн или Фьергюн. Муж златовласой богини плодородия Сив; отец сыновей Магни и Моди и дочери Труд.

    Обладает несколькими функциями. Во-первых, бог неба, повелитель грома и бури. Во-вторых, бог войны, защитник людей и богов от чудовищ. В третьих, бог плодородия, покровитель крестьян и земледелия. Обладает пророческим даром (предсказывает злую судьбу могучему герою Старкаду).

    Предстает в мифах как рыжебородый цветущий юный богатырь. Основные качества – непомерная сила и буйная ярость. Может проявлять как простодушие, так и хитрость: чтобы избавиться от карлика Альвиса, нежелательного претендента на руку своей дочери, всю ночь задает ему вопросы, пока выглянувшее солнце не обращает того в камень. Главные атрибуты: молот Мьелльнир – боевой топор, то ли каменный, то ли железный (изготовленный карликами-цвергами), не знающий промаха и всегда, подобно бумерангу, возвращающийся к своему господину; пояс силы Майнпардар и железные перчатки, полученные от великанши Грид. Обитает в небесном жилище богов Асгарде в чертогах Трудхейм. Любимое средство передвижения – повозка, запряженная двумя чудесными козлами Тангниостром и Тангрисниром, которые также являются для него неиссякаемым источником пищи: когда голоден, убивает и съедает их, а затем воскрешает.

    Главные противники Тора как божественного богатыря и защитника – етуны (великаны) и чудовищный змей Ермунганд, обитающий в глубинах Океана. Совершает серию походов в Утгард, страну етунов, куда его сопровождают боги-асы Локи и Тюр или слуга Тьяльви. Облачившись в одежды богини Фрейи, которой жаждет обладать великан Трюм, является к нему под видом невесты и отнимает украденный им Мьелльнир. Исполняя ряд заданий великана Хюмира, добывает у него котел для варки пива, необходимый на пиру богов. Приведенный Локи к великану Гейрреду без молота и пояса силы, побеждает и убивает того с помощью железных перчаток, а его дочерей – с помощью чудесного посоха. Расправляется с великаном Хрунгниром, обладающим каменным сердцем, который грозит уничтожить всех асов и похитить богинь Фрейю и Сив. Придя в сопровождении Локи и Тьяльви к повелителю Утгарда Скрюмиру, подвергается трем тяжелым испытаниям: напрасно пытается осушить рог, наполненный Океаном, одолеть Элли (старость) и оторвать от земли мирового змея (Ермунганда) в образе кошки.

    Широко известен мотив «рыбной ловли» Тора, когда он, во время похода к Хюмиру, ловит рыбу на наживку из головы убитого им быка, но вместо рыбы чуть было не вытаскивает из Океана змея Ермунганда.

    В последней битве асов с чудовищами (Рагнарек) сражается с Ермунгандом и убивает его, однако и сам погибает от его ядовитого дыхания и укусов.

    См. также СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ.

    Иван Кривушин

    ЛИТЕРАТУРА

    Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968
    Младшая Эдда. Л., 1970
    Беовульф. Старшая Эдда. Песня о нибелунгах. М., 1975
    Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1978
    Корни Иггдрасиля: Эдда. Скальды. Саги. М., 1997
    Гуревич А. Я. Избранные труды, тт. 1–2. М., СПб, 1999