Содержание статьи
    Также по теме

    ЦЕЛИБАТ

    ЦЕЛИБАТ, безбрачие духовенства Римско-католической церкви. В древней церкви целибат был распространен среди духовенства как Запада, так и Востока, но документов, подтверждающих обязательность этой практики, не сохранилось. Руководствуясь примером Иисуса Христа и движимые мыслью о великой награде, уготованной тем, кто отвергнет семейные узы ради Царства Небесного (Мф 19:10-11; Лк 18:29), люди, желавшие принять духовный сан, внутренне были готовы к тому, чтобы не вступать в супружеские отношения или разорвать их, если они уже состояли в браке. Апостол Павел высоко ставил девственность и убеждал, что супружеские отношения неизбежно нарушают душевную цельность человека, побуждая его угождать скорее жене, чем Господу (1 Кор 7:32-35). Со временем то, что ранее было вопросом добровольного выбора для духовенства, стало предписываться ему сначала обычаем, а затем и законодательными актами. Законодательное обоснование целибата на Западе в общих чертах было осуществлено в эпоху папы Григория Великого (590–604), а на Востоке – Трулльским собором (692).

    В настоящее время в Римско-католической церкви целибат распространяется на всех священников, за исключением церковнослужителей – клириков низшего ранга, и предписывает полное целомудрие, нарушение которого рассматривается как святотатство. Священнослужителям запрещено вступать в брак или состоять в ранее заключенном браке; недействительными объявляются попытки заключения брака, предпринятые иподиаконами уже после посвящения в сан. Англикане и практически все протестанты отдают предпочтение женатому священству. В православии оно допускается, если заключение брака предшествует посвящению в диаконский и священнический сан. Однако кандидатов в епископы избирают исключительно из числа монашествующих или безбрачных священников. Восточные униатские церкви в большей степени приближаются к идеалу безбрачия, которому следует Римско-католическая церковь. В США и в Западной Европе многие католики склоняются к одобрению как института женатого духовенства, так и рукоположения женщин. Папа Иоанн Павел II решительно высказался против проведения обеих этих реформ.