Содержание статьи
    Также по теме

    ВАХХАБИЗМ

    ВАХХАБИЗМ (араб. аль-ваххабий) – религиозно-политическое движение, возникшее в рамках суннитского ислама в середине 18 в. в Аравии. Основатель движения Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703–1787 или 1792) выступил с проповедью, в которой обвинил мусульман в отходе от учения о единобожии. По его мнению, только Аллах как единственный источник творения, достоин поклонения. Его учение не было оригинальным: он повторил идеи сирийского теолога 14 в. Таки ад-Дина ибн Таймийи.

    Ваххабитам предлагалось держаться исключительно текста Корана и правил сунны, не допускать произвольных толкований, что считалось бы проявлением многобожия (ширк). Особенно это касалось обычаев, появившихся после пророка. Опираясь на ханбалитский мазхаб (религиозно правовую доктрину), Мухаммад Абд аль-Ваххаб требовал отказаться от нововведений, дополнивших культ после смерти Мухаммада (бида'). Для того чтобы вернуться к чистоте раннего ислама, он предлагал вести джихад против «многобожников» и тех, кто отступил от морально-этических принципов. Среди обычаев, которые Абд аль-Ваххаб подвергал критике, были: культ святых и поклонение их могилам (в том числе пророка Мухаммада), курение табака, употребление кофе, гашиша, ношение шелковой одежды, музыка, пение, четки и т.д. Частично эти призывы ваххабитов отражали реакцию крестьянского и бедуинского населения Хиджаза на роскошь как атрибут жизни османских правителей и чиновников.

    Движение также ополчилось на юридические школы (мазхаб, мазахиб), а шиитов объявило еретиками. Ваххабиты пропагандировали крайний экстремизм и фанатизм в борьбе со своими политическими противниками. Эгалитаристские, уравнительные идеи ваххабизма были поддержаны шейхами рода аль-Сауд, которые использовали их для захвата власти в Аравии. Впоследствии ваххабизм стал официальной идеологией государства Ибн Сауда (умер в 1765), созданного в Неджде. В 1803, напав на Кербелу (Ирак), ваххабиты подвергли разграблению святыни шиизма, а население – репрессиям. Позднее (1806), они захватили Мекку и Медину, где также опустошили местные мечети и мавзолеи, уничтожив хранившиеся здесь реликвии и ценности, а также осквернили могилу пророка.

    Османские власти, номинально правившие Саудовской Аравией, отправили своего вассала Мухаммада Али навести порядок в ваххабитской столице, городе ад-Дира'и. Эмир Абдаллах был отправлен в Стамбул.

    Впоследствии идеи ваххабизма получили распространение как на территории Аравии, так и в других районах мира. Внутри Саудовской Аравии ислам в его ваххабитской форме вместе с племенными и клановыми связями являются долгосрочными факторами, позволяющими сохранять социально-политическую структуру и сопротивляться влиянию извне.

    Идеи ваххабизма лежат в основе современных фундаменталистских движений, под знаменем которых в ряде мест ведется политическая борьба. Финансовые возможности богатейших семейств Саудовской Аравии стали источниками поддержки исламистских движений как внутри, так и вне мусульманского мира.

    Ольга Бибикова

    Литература

    Васильев А.М. Пуритане ислама. М., Наука, 1967
    Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745–1973). М., Наука, 1982
    Массэ А., Ислам. Наука, 1982
    Thoraval Y. Dictionnaire de civilization musulmane. Paris, Larusse, 2001