Содержание статьи
    Также по теме

    ВАЛЛАБХА

    ВАЛЛАБХА (санскр. Vallabha), основатель ведантийской школы шуддха-адвайта («чистая недвойственность») и одной из четырех признанных традиций вишнуитской бхакти – рудра-сампрадая, проповедовавший в 15–16 вв. Родился в Бенаресе или Чамапаранье (Мадхья Прадеш) в семье брахманов-вишнуитов, выходцев с юга. Детство провел в Бенаресе, обнаружив значительные способности в изучении сакральных текстов. Обошел множество священных мест, излагая свое истолкование событий жизни Кришны по Бхагавата-пуране и проповедуя путь бхакти; во время одной из таких дискуссий был объявлен наставником школы бхакта Вишнусвамина. Его собственная «секта» почитает два события, имевших место в Брадже – пригороде знаменитого кришнаитского центра Матхуры. Первое связано с тем, что Кришна якобы явился Валлабхе в видении и сам открыл ему мантру, посредством которой адепт может вступить в прямой контакт с Брахманом (брахмасамбандха), второе – с обнаружением Валлабхой на горе Говардхана близ Матхуры каменного идола Шри Натхджи: Кришны, держащего эту гору в знак защиты над своими почитателями. Названная мантра является основным компонентом в обряде инициации в «секту» Валлабхи, а идол Кришны – ее главной реликвией. В отличие от большинства учителей бхакти, Валлабха был женат и имел двух сыновей, возглавлявших после его кончины общину, которая и до настоящего времени управляется потомками Валлабхи по мужской линии.

    Хотя Валлабхе приписывается до 80 сочинений, подлинных среди них значительно меньше. В их числе Анубхашья (Тонкое истолкование) – краткий комментарий к Брахма-сутрам, Субодхини (Благопробуждающая) – трактовка Бхагавата-пураны, а также 16 малых трактатов (пракараны), в которых излагается его основное учение.

    Суть его в том, что адвайта Шанкары на деле не такая уж «недвойственная», поскольку допускает неопределенный статус Майи. Валлабха решает ее «очистить», включив Майю в природу Брахмана в качестве одной из его энергий. Разумеется, это предполает изменение понимания и самого Брахмана, который у Валлабхи, как и у Рамануджи, Нимбарки и Мадхвы, отождествляется с персонифицированным Божеством, наделенным полнотой сознания (чайтанья) и блаженства (ананда). Это Высшее Существо, кроме которого в мире ничего нет. Есть Кришна, тогда как души и мир – его вполне реальные, но ограниченные манифестации, которые он «проецирует» из самого себя. Точнее, Кришна есть тотальность, присутствующая в модусах душ, неодушевленного мира и самого Брахмана. Души – не только отражения Кришны, но и его «частицы» – забыли о своей истинной природе, предавшись эгоизму, который является основной причиной их отделения от Кришны и бесконечных перевоплощений (сансара). Ради их освобождения Кришна по своему великому снисхождению сошел на землю в человеческом образе в Брадже, проповедуя путь бхакти, который следует понимать как особую страстную любовь (преман) к нему. Его милость доступна для каждого, кто способен оставить свой эгоизм и сосредоточиться всецело на нем, но не может быть «выработана» делами благочестия или совершением обрядов. Конечная цель – вечное сопребывание с Кришной в его мире за пределами времени и пространства.

    Поскольку милость Кришны есть путь (марга) для питания-процветания (пушти) души, последователи Валлабхи стали называть свою «секту» пуштимарг («путь процветания»). Деятельность «секты» была прекращена в 19 в. английскими властями, заподозрившими ее в нарушении нравственности. В 20 в. она вновь начала возрождаться, прежде всего в Северо-Западной Индии – в Раджастхане и Гуджарате, но также и в Бомбее.

    См. также АНАНДА; БХАКТИ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ИНДУИЗМ; МАДХВА; НИМБАРКА; ПУРАНЫ; РАМАНУДЖА; ШАНКАРА.

    Литература

    Древо индуизма. М., 1999