Содержание статьи
    Также по теме

    ВАРУНА

    ВАРУНА (санскр. ), один из основных персонажей ведийской мифологии, значение которого, несмотря на небольшое количество посвященных ему гимнов, сопоставимо только с Индрой (в частности, только ему и Индре дается титул самрадж – «самодержец»); впоследствии ответственный за запад в мифологической модели хранителей мира (локапалы).

    Варуна, принадлежащий к классу Адитьев (особая группа небесных богов), теснейшим образом связан с Митрой – божеством, ответственным за соблюдение договоров. О том, что образ Варуны доиндийского происхождения, свидетельствуют аналогии между ним и хеттским морским богом Аруной, славянским Велесом и, в наибольшей мере, с иранским Ахурамаздой (Варуна и непосредственно упоминается, вместе с тем же Митрой, а также с Индрой, в договоре переднеазиатских царей середины II тысячелетия до н.э.). К концу 20 в. начала преобладать точка зрения, что прототип Варуны может быть обнаружен также в мифологии протоиндийской цивилизации. Хотя Варуна вместе с Митрой моделируют магико-правовой аспект существования космоса, Варуне в первую очередь приписываются магические функции, обладание чудесной силой майи, а также особая ответственность за функционирования мирового порядка-истины – риты. Его принадлежности к классу небесных богов не противоречит тесная связь с космическими водами: последние составляют как бы рамку мира, внутри которого осуществляется космический порядок. Варуна – божество ригористическое и вместе с тем способное к более близкому контакту с адептом, чем остальные божества ведийского пантеона. Целый цикл гимнов Ригведы посвящен его тесным взаимоотношениям с поэтом-риши Васиштхой: вначале Васиштха пользовался исключительной благосклонностью Варуны, но за один только проступок (в самих гимнах не упоминаемый) навсегда ее лишился и погиб мучительной смертью от водянки, которую наслал на него неумолимый бог (связанный с водной стихией).

    В послеведийскую эпоху Варуна утрачивает свои позиции. Хотя он и становится одним из локапалов, чувствуется определенная дань его прошлому, и этот его статус никак не препятствует тому, что его подчиненное положение по отношению к верховным богам индуизма становится все более несомненным. Его связь с нравственно-регулятивными функциями космоса также все более стушевывается, а с водной стихией и хтоническим миром возрастает. Варуна соперничает, как с равными, с мудрецами-риши (сюжет похищения Варуной жены у риши Утатхьи по Махабхарате, завершившийся победой последнего), уклоняется от сражения с вторгшимся в его царство демоном Раваной, требует принесения в жертву сына щедрого и милостивого царя Солнечной династии Харишчандры, поет гимны Кришне, чтобы заслужить его благосклонность. В индуистской «иконографии» Варуна изображается с петлей в руке – в знак его бывших карательных функций.

    Литература

    Елизаренкова Т.Я. Еще раз о ведийском боге Варуне. – В кн.: Труды по востоковедению, вып. 1. Тарту, 1968
    Ригведа. Избранные гимны. М., 1972
    Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975
    Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986
    Дубянский А.М. Протоиндийская религия. – В кн.: Древо индуизма. М., 1999