Содержание статьи
    Также по теме

    ВЕЛЬТЕ, БЕРНХАРД

    ВЕЛЬТЕ, БЕРНХАРД (Welte, Bernhard) (1906–1983), немецкий католический теолог и философ, использовавший феноменологический подход в философии религии.

    Родился 31 марта 1906 в Месскирхе (родном городе Мартина Хайдеггера, с которым Вельте связывала многолетняя дружба). После окончания гимназии в Констанце (1918) изучал теологию и философию в университетах Фрайбурга и Мюнхена. В 1929 рукоположен в священники и в течение 14 лет был секретарем архиепископа Фрайбургского Конрада Грёбера. В 1938 защитил докторскую диссертацию по догматике Миропомазание после крещения, а в 1946 – габилитационную (дающую право занимать профессорскую должность) работу «Философская вера» Карла Ясперса и возможность интерпретации ее в рамках томистской философии. В 1952–1973 – профессор Фрайбургского университета на кафедре «пограничных проблем» (позднее переименованной в кафедру христианской религиозной философии). В 1955–1956 – ректор университета. На философские и теологические взгляды Вельте сильное влияние оказало общение во «Фрайбургском кружке» с такими мыслителями, как Макс Мюллер, Райнхольд Шнайдер, Карл Фарбер, Роберт Шерер, Генрих Окснер, которые стремились преодолеть узость неосхоластической теологии и найти новые пути развития теологического мышления. В 1960-х годах Вельте совершал поездки с лекциями в Южную Америку, Ливан, в Иерусалим. В 1973 теолог вышел в академическую отставку.

    На похоронах М.Хайдеггера (28 мая 1976) Вельте произнес прощальную речь Поиски и находки (Suchen und Finden).

    В 1978 теолог был награжден Большим крестом за заслуги Федеративной республики Германии.

    Умер Вельте во Фрайбурге 6 сентября 1983.

    Мышление Вельте сформировалось под влиянием многих философов (Фома Аквинский, Гегель, Ницше, Блондель), творческие импульсы черпал он из мистики Майстера Экхарта, философии К.Ясперса и прежде всего М.Хайдеггера. В стремлении преодолеть барьер между верой и знанием Вельте исходил из схоластической аксиомы: fides querens intellectum (вера, взыскующая разумения). В своей антропологии он стремился создать «некоторые философские предпосылки для понимания христианства», понять христианское как полноту человеческого.

    Осмысляя возникшее в Новое время напряжение между условиями и структурами секуляризованного мира, с одной стороны, и содержаниями религиозного опыта, опыта трансцендентности, с другой, Вельте вскрывал изначальную природу феноменов человеческого существования (Dasein). В природе человека, где конечное переплетается с бесконечным, Вельте обнаруживал изначальное предпонимание христианского спасения. Показывая, что и в настоящее время в мире можно выявить множество «следов» трансцендентности, он с помощью феноменологического метода описывал вполне повседневные вещи, явления, события, на первый взгляд не имеющие никакого отношении к теологии, – число, человеческое общение, футбол. Удобной точкой постижения священного в жизни (а значит, возможностью получения религиозного опыта) является, согласно Вельте, опыт ничто, данный в опыте смерти, и в своих работах теолог анализировал глубинные измерения этого фундаментального экзистенциального опыта. В рамках христологической постановки вопроса он выявил сущность церковного Предания как разговора эпох и разработал методы исторической герменевтики.

    Используя средства феноменологии, Вельте стремился быть посредником между современной жизненной ситуацией и христианской верой, а потому настаивал на открытости теологии по отношению к современной философии. Вельте вводил традиционную теологию, отмеченную печатью неосхоластического мышления, в пространство постметафизического мышления. Учитывая опыт историчности человеческого существования и понимания изменчивости мышления и языка, Вельте ставил перед собой задачу – не только сохранить, но и перевести на язык современности традиционные, прошедшие сквозь многие эпохи, теологию и церковную проповедь веры.

    К главным работам Вельте относятся: По следам вечного (Auf der Spur des Ewigen, 1965), Понимание спасения (Heilsverständnis, 1966), Между конечным и бесконечным (Im Spielfeld von Endlichkeit und Unendlichkeit, 1975), Философия религии (Religionsphilosophie, 1978), Майстер Экхарт (Meister Eckhart, 1979), Что такое вера? (Was ist Glauben?, 1982).

     Courtesy of Freiburg University     БЕРНХАРД ВЕЛЬТЕ

    Литература