Содержание статьи
    Также по теме

    ВИДЖНЯНА БХИКШУ

    ВИДЖНЯНА БХИКШУ (санскр. ), философ-аскет 16 в., предпринявший попытку синтеза йоги, неадвайтистской веданты и санкхьи. Литературное наследие Виджняна Бхикшу включает не менее 16 сочинений.

    Йога-варттика (Разъяснение йоги) – детальный комментарий к Йогасутра-бхашье Вьясы. Йога – высшее учение, содержащее в себе все остальные системы, и высший путь достижения «освобождения». Духовное начало (Пуруша) реализует эту цель, возвращаясь к своему исконному состоянию чистого сознания. То, что ведантисты считают высшим результатом медитации, есть на деле лишь предварительная ступень конечного сосредоточения йогинов. Предлагаются и новые трактовки таких промужуточных ступеней «восьмеричного пути» йоги, как положения тела (асаны) и контроль над дыханием (пранаяма).Три гуны, составляющие первоматерию Пракрити, выводятся в начале каждого очередного периода миросозидания из равновесия не спонтанно (как полагала классическая санкхья), но «провоцируются» Ишварой. Медитация на Ишвару делает адепта бхактом Божества, которое, в свою очередь, оказывает ему решающую помощь, не заменяющую, однако, работу йогина в самоусовершенствовании.

    Санкхья-правачана-бхашья (Комментарий к изложению санкхьи) – истолкование Санкхья-сутр, наиболее детальный текст во всей истории санкхьи. Виджняна Бхикшу оценивает свою миссию весьма высоко, заявляя во введении: «Лунный свет знания санкхьи испит солнцем времени – от него осталась лишь шестнадцатая часть, его я и восполню словами бессмертия». Подчеркивается «фигуральность» атеизма санкхьи: отрицание Ишвары предназначено для того, чтобы отвлечь адепта от стремления к сверхилам, присущим Божеству. Виджняна пытается также гармонизировать доктрины санкхьи и веданты – попытка, отчасти предпринимавшаяся уже самим составителем сутр: учение о единстве Атмана, укорененное в Упанишадах, означает лишь отрицание наличия между Атманами пространственных «промежутков».

    Йогасара-санграха (Резюме сути йоги) – итоговое эссе, популяризирующее интеграцию йоги и веданты.

    Другие сочинения Виджняна Бхикшу: Санкхья-сара (Суть санкхьи), Упадешаратнамала (Гирлянда драгоценностей наставления), Брахмадарша (Зеркало Брахмана), а также комментарии к Катха-, Кайвалья-, Майтри-, Мандукья-, Мундака-, Прашна-, Тайттирия- и Шветашватара-упанишаде и к Ишварагите (Песнь Ишвары) из Курма-пураны.

    См. также ВАЧАСПАТИ МИШРА; ГУНЫ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ; МАДХВА; ПРАКРИТИ; ПУРУША; РАМАНУДЖА; САНКХЬЯ-СУТРЫ.

    Владимир Шохин

    Литература