Содержание статьи
    Также по теме

    ВЬЮХИ

    ВЬЮХИ (санскр. – «распределения», «распространения»), в индуизме система манифестаций Вишну в виде мировых начал. В модели четырех вьюх, вначале в текстах Махабхараты, а затем в Пуранах, различаются «высшая манифестация» (нитьявибхути), максимально приближенная к «абстрактному Вишну» как первоначалу мира, и дальнейшие манифестации (вибхути), каждая из которых обладает совершенствами высшей в порядке нисхождения. Высшей манифестацией Вишну считается, согласно этой схеме, Васудэва, наделенный шестью совершенствами: знанием, силой, владычеством, действенностью, блеском и энергией. Последующие обладают лишь по паре из этих совершенств: Санкаршана – знанием и силой, Прадьюмна – владычеством и энергией, Анируддха – активностью и блеском. Хотя отношения между членами «четверки» описываются в виде схемы, по которой каждая высшая манифестация порождает каждую низшую, они более всего напоминают модель неоплатонических эманаций: Санкаршана является эманацией Васудэвы, Прадьюмна – Санкаршаны, Анируддха – Прадьюмны. Эти манифестации имеют свои приоритетные назначения в мире: Санкаршане приписывается надзор над индивидуальными душами (джива), и он же несет ответственность за периодические мироразрушения (пралая); Прадьюмна – «хранитель мысли» – за обучение людей дхарме и правильное устройство общества, Анируддха – за периодические миросозидания (сарга).

    Васудэва порождает Санкаршану и первоматерию Пракрити, от их соединения происходят Прадьюмна и ум-манас, от них – Анируддха и принцип индивидуации-аханкара, от последних – пять материальных элементов и бог-демиург Брахма.

    Четыре божества – ближайшие родственники Кришны: Васудэва – его отец, Санкаршана – его братом Баларамой, Прадьюмна и Анируддха – сыновья Баларамы. Первоначально каждое из этих божеств составляло, скорее всего, центр одного из племенных культов (арийских и аборигенных) Северной Индии, а вся модель вьюх в целом структурируется вокруг культа пяти героев клана вришниев (в котором, согласно эпической мифологии, воплотился Кришна). Васудэва (вероятнее всего, обожествленный кшатрий-вождь племени ядавов, получивший титул Бхагават – «Господин») упоминается уже в Восьмикнижье Панини (ок. 4 в. до н.э.), где о нем говорится как об объекте почитания-бхакти. В Великом комментарии грамматиста Патанджали (2 в. до н.э.) Васудэва уже ассоциируется с Санкаршаной – одно из североиндийских змееобразных божеств, тесно связанных с культом плодородия, – а в одной из надписей из Гхасунди (район Удайпура), датируемой 1 в. до н.э., засвидетельствовано почитание Бхагавата-Санкаршаны-Васудэвы. Сама концепция четырех вьюх вряд ли может датироваться ранее середины I тыс. н.э. В секте панчаратриков Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха рассматривались не только в качестве отдельных аспектов Божества, но и как отдельные боги.

    См. также АВАТАРА; АНТАХКАРАНА; БХАКТИ; ДХАРМА; ИНДУИЗМ; ПРАКРИТИ; ПУРАНЫ; ЮГИ.

    Литература

    Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973
    Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 2000