Содержание статьи
    Также по теме

    ЯНТРА

    ЯНТРА (санскр. yantra – «инструмент», «приспособление»), магическая диаграмма (точнее, комплекс диаграмм) и место ее хранения, используемые как в буддийском, так и в индуистском тантризме в качестве наглядного пособия по медитации и символизирующие тайную природу божества в культовых архитектурных памятниках. Нормативная схема янтры, представляющая собой графическое изображение тантристской доктрины, – это квадрат, обращенный к четырем сторонам света, в который вписано несколько концентрических кругов. В центр внутреннего круга вписаны несколько наложенных друг на друга треугольников (обрамленных иногда стилизованными лотосами), среди которых обращенные углом вниз символизируют женскую энергетику вселенной, а обращенные углом вверх – мужскую. Переплетение треугольников символизирует мировую гармонию в виде единства женского и мужского начал, а центр всего графического символа, совпадающего с «сердцем» самого адепта, которого он должен достичь в ходе медитативной работы, трактуется как мистическое местонахождение почитаемого божества (иштадэвата) или Божества абстрактного, с которым адепт себя отождествляет. Янтры можно рассматривать как особое средство достижения единства микро- и макрокосма.

    В буддизме ваджраяны янтра составляет основу изображений на мандале. Многие буддийские тантры, содержащие, как правило, подробные инструкции по медитации, обучают правильному использованию мантр и янтр как прямому средству достижения высшего блаженства, которое «поддерживается» вкушением мясной пищи и ежедневными сексуальными контактами с девушками из неприкасаемых. Индуистские тантры учат также медитации на янтры и разъясняют их символику. Если антропоморфные образы божества (идолы) считаются их статическими репрезентациями, то мандалы (как пособие по медитации, в ходе которого адепт переходит из символов внешнего слоя реальности к символам внутреннего, все более углубляясь в него) – динамическими. Местонахождение «избранного божества» (бинду – «капля»), окруженное концентрическими кругами, трактуется как его окружение божественной свитой, призванной скрыть его «тайник». Специалистов в правилах визуализации богини, а также в работе с янтрами и мантрами тантристы называют садхаками (их статус в шактизме не ниже, чем «святых»-садху в популярном индуизме).

    В индуистской архитектуре среди схем янтр выделяется Ваступуруша-мандала, насчитывающая в общей сложности 32 разновидности. Культово-ритуальное значение янтры в современном тантризме наглядно выявляется в культе Таледжу (Тулджа-Бхавани, Тула) – одной из главных богинь долины Катманду (Непал). В известном храме в дворцовом комплексе Ханумандхока в непальской столице Катманду (в покровительстве непальским владыкам богиня «сотрудничает» с обезьяньим богом Хануманом) в центре основного помещения находится помещение подземное (гарбха), где и хранится янтра Таледжу, представляющая собой металлический сосуд, на который нанесена ее диаграмма. Сама диаграмма скрыта от человеческих глаз, но предполагают, что ее сюжет соответствует флагу Таледжу, на котором изображены солнце и луна (оба светила можно видеть на воротах храмов Таледжу).

    Культ янтры Таледжу санкционируется поздней, но почитаемой мифологической традицией Непала. Согласно тексту Бхашавамшавали, Таледжу была вначале главным божеством столицы богов Амарапуры, но демон Равана, известный по Рамаяне, победив царя богов Индру, похитил богиню и унес ее на остров Шри-Ланка в виде янтры. Победив Равану, Рама тайно доставил янтру в свою столицу Айодхью и там спрятал ларец с янтрой в водах реки Сараю. Потомок Рамы Наньядэва (полулегендарный правитель Карнатака, основавший, согласно хроникам, в 1079 свое княжество в Непале) обнаружил ларец с янтрой богини и священной книгой, посвященной Таледжу, и перенес реликвию в Непал, в свою столицу Симроун Гарх. Янтра богини, концентрирующая в себе ее сущность, замещает обычные изображения. В непальских источниках нет свидетельств о скульптурном изображении Таледжу, фигурирующей в виде либо янтры, либо видения. Цари, согласно многим сюжетам, спасают янтру богини от злых сил, а она посредством янтры хранит их царство.

    В популярном индуизме янтры широко используются в качестве амулетов, защищающих от злых сил и несчастий, которые носят на шее, поясе или руке. В таких случаях их гравируют на металлических пластинках, которые вкладываются в небольшой цилиндр. Янтры часто рисуются на металлах, камнях, а также на любой ровной поверхности в жилище (на полу или на стене).

    Связь янтры с мантрой, которая мыслится как минимальная единица сакрального слова, соответствующая, как и янтра, «не явной» форме божества, считается не внешней, а нераздельной. Эта связь объясняется тем, что и буддисты, и индуисты придерживаются того взгляда, что каждый персонаж их пантеона имеет и свою янтру, и свою мантру, которые должны «корреспондировать» как звуковое и графическое выражение сокровенной сущности божества. Янтры в любом применении – будь то храмовое или «домашнее» – используются вместе с мантрами. Последние рассматриваются как средство пробуждения скрытой силы, сосредоточенной в оккультной диаграмме божества. Считается, что янтра без соответствующей «семенной» мантры подобна телу, лишенному жизни.

    См. также БУДДА И БУДДИЗМ; ИНДУИЗМ; МАНДАЛА; МАНТРА; РАМАЯНА.

    Литература

    Празаускас А.А. Индуистский пантеон в Непале. – В кн.: Непал: история, этнография, экономика. М., 1974
    Ледков А.А. Непал: Таледжу. – В кн.: Древо индуизма. М., 1999