Содержание статьи
    Также по теме

    ЮКТИДИПИКА

    ЮКТИДИПИКА (санскр. – «Светильник логического дискурса»), системный и обстоятельный комментарий к Санкхья-карике. Хорошее знание автором Юктидипики положений Бхартрихари (5 в.) и Дигнаги (5–6 вв.) и отсутствие знакомства с текстами Дхармакирти (7 в.) позволяют отнести текст к 6–7 вв. Юктидипика – основной источник по предклассической санкхье, содержащий сведения о Паурике, Панчадхикаране, Патанджали (не йогин), Варшаганье, его «свите» и Виндхьявасине, а также анонимные пассажи «учителей санкхьи».

    Более чем какой-либо другой из комментаторов к Санкхья-карике, автор Юктидипики уделяет внимание полемике с буддистами (начиная с определения восприятия), ведантистами и вайшешиками, а приступая к истолкованию уже первой карики, задается целью выявить все возражения против санкхьяиков, чтобы подробно на них ответить.

    В Юктидипике систематизируются 11 признаков философской науки-шастры, воплощенной в тексте (доказывается их наличие в Санкхья-карике): краткие положения, указывающие на основные тематические единицы; дискуссия по источникам знания (праманы); обсуждение «частей» материала изложения; описание основных положений в «полноте»; устранение сомнений относительно основоположений системы; обсуждение специальных проблем; наличие кратких дефиниций; наличие развернутых определений; обсуждение базовых принципов системы в последовательности; обсуждение терминологии; выявление практических результатов следования системе. По мнению некоторых индологов, автор Юктидипики был не только философом, но и грамматистом «школы Панини».

    См. также ВАЧАСПАТИ МИШРА; ДИГНАГА; ДХАРМАКИРТИ; САНКХЬЯ-КАРИКА.

    Литература

    Лунный свет санкхьи: Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра. М., 1995