Содержание статьи
    Также по теме

    АБУЛАДЗЕ, ТЕНГИЗ ЕВГЕНЬЕВИЧ

    АБУЛАДЗЕ, ТЕНГИЗ ЕВГЕНЬЕВИЧ (1924–1994), русский и грузинский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1980). Родился 31 января 1924 в Кутаиси. Учился в Тбилисском государственном театральном институте им. Руставели (1943–1946). В 1953 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Л.Кулешова и А.Хохловой). С 1953 – режиссер киностудии «Грузия-фильм».

    Творческую биографию начал с постановки короткометражных документальных лент (Дмитрий Аракишвили, Государственный ансамбль танца Грузии) в содружестве с Р.Чхеидзе. В 1955 совместно с Чхеидзе поставил короткометражный игровой фильм Лурджа Магданы (главный приз Международного кинофестиваля в Канне, 1956) – реалистичную и одновременно лиричную зарисовку из жизни грузинской деревни, открывшую в его творчестве галерею ярких характеров соотечественников. В 1958 дебютировал в индивидуальной режиссуре, поставив в стилистике итальянского неореализма бытовую мелодраму Чужие дети (премия МКФ в Лондоне, 1960), сюжет которой прослеживал конфликтную ситуацию в молодой грузинской семье. В неореалистических традициях была снята и «грустная комедия» Я, бабушка, Илико и Илларион по повести Н.Думбадзе. Симпатичные характеры ее героев, жителей маленького грузинского селения военной поры, и самобытный грузинский юмор пришлись по душе широкому зрителю, картина с большим успехом прошла в прокате и принесла Абуладзе всесоюзную известность. В дальнейшем талант комедиографа, проявившийся практически во всех фильмах Абуладзе, был наиболее полно реализован в комедии Ожерелье для моей любимой (1971), однако лирико-поэтическая природа ее комизма оставила равнодушной массовую аудиторию.

    Несколько ранее, в 1967, фильмом-притчей Мольба Абуладзе открыл эпическую трилогию, где на исконном национальном материале был начат разговор об общечеловеческих ценностях. Центром сюжетной композиции Мольбы стала обобщенная фигура Поэта, за образом которого скрывался классик грузинской литературы Важа Пшавела (по мотивам его поэм и был снят фильм). В 1977 трилогию продолжила поэтическая драма Древо желания – возвышенная история двух молодых влюбленных из грузинской деревни начала 20 в., чувство которых погибает от агрессивной косности и скудоумия односельчан. Заключительным фильмом трилогии стала философская притча Покаяние (Большая премия жюри МКФ в Канне, 1988), где в зловещем образе Варлама Аравидзе пластически и сюжетно была блестяще заклеймлена фигура Л.Берии и весь механизм политических репрессий его эпохи. Вместе с тем фильм, в поэтике которого переплелись высокий гражданский пафос и едкая, порой абсурдистская ирония, стал не только художественным развенчанием мифологии культа личности, но и своеобразным манифестом, возвестившим о начале политической «перестройки» в СССР. Отличительной особенностью стиля Абуладзе стали выразительные, поэтичные и вместе с тем близкие к документалистике пластические решения, склонность к философским метафорам, притчевым сюжетам, расширение горизонта национальной проблематики до общечеловеческих масштабов.

    Умер Абуладзе в Тбилиси 6 марта 1994.

          ТЕНГИЗ АБУЛАДЗЕ

    Литература

    Зоркая Н. Абуладзе. – В сб.: Молодые режиссеры советского кино. М., 1962
    Гербер А. Беседы в мастерской. М., 1981
    Абуладзе Т. Сценарии, интервью, документы. – Киносценарии, 1999, № 6