Содержание статьи
    Также по теме

    АГАРОНОВА, ЕЛЕНА ГЕРАСИМОВНА

    АГАРОНОВА, ЕЛЕНА ГЕРАСИМОВНА (1903–1985), русская актриса. Родилась в поселке Астара (Азербайджан) 7 (20) сентября 1903 в семье смотрителя маяка. В семь лет сыграла свою первую роль Вани в любительском спектакле Жена ямщика Н.Некрасова. Окончив историко-филологический факультет Бакинского университета, поступила на краткосрочные театральные курсы при драматическом театре. В 1928, окончив Ленинградский институт сценического искусства, начала сценическую деятельность в Ленинградском театре юного зрителя (ТЮЗ). Одна из активных участниц тюзовского движения, в 1930 уехала в Новосибирск, чтобы принять участие в организации Новосибирского ТЮЗа. Работала здесь в 1930–1932 и 1935–1938. Создала незабываемый образ Ирода (Винтовка № 492116 А.Крона), в котором все внимание актрисы было обращено на раскрытие процесса ломки характера. Там же ею были сыграны роли феи Бирилюны (Синяя птица Метерлинка) и Маша (инсценировка Дубровского А.Пушкина). В промежутке играла в Ленинградском областном ТЮЗе. С большим задором и непосредственностью играла роли мальчиков-подростков: Алейка (Тимошкин рудник Макарьева), Сережа Стрельцов (Сережа Стрельцов В.А.Любимовой) и др. Роль Алейки была для нее этапной. Сережа Стрельцов – самое большое достижение в плане травестийных ролей актрисы. Агароновой был прекрасно передан процесс физического и духовного выздоровления Сережи. С 1938 актриса новосибирского театра «Красный факел». Помимо Агароновой в труппе состояли: К.Г.Гончарова, С.Д.Иловайский, Ф.И.Евдокимов, А.Н.Аркадьев, Н.П.Северов и др. Режиссерами при Агароновой были А.И.Саломарский, В.П.Редлих, В.К.Кени. Ею сыграны роли: Нади (Враги М.Горького), Тани (Таня А.Арбузова), Машеньки (Машенька А.Арбузова), Вари (Встреча в темноте Кнорре), Анны Карениной (Анна Каренина Л.Толстого), Юлии Тугининой (Последняя жертва А.Островского), Татьяны Ивановны (Село Степанчиково по Ф.Достоевскому), Аркадиной (Чайка А.Чехова), королевы Гертруды (Гамлет У.Шекспира), Кручининой (Без вины виноватые А.Островского) и др. Наиболее значительными для Агароновой и театра «Красный факел» были роли актрисы – Евгения Гранде и Ноэми в спектаклях Евгения Гранде О.Бальзака и Испанцы М.Лермонтова. В роли Евгении Гранде Агаронова великолепно проводила обе решающие сцены – сцену объяснения в любви с Шарлем и сцену последней встречи с ним. Роль Ноэми была построена актрисой на контрастах: переходы от буйного помешательства к лирическим проникновенным словам. Во время войны Агаронова с театром «Красный факел» ездила по городам Кузбасса (Новокузнецк, Прокопьевск), посещала шахты. В репертуар передвижного театра были включены и патриотические пьесы (Фронт А.Корнейчука, Петр Крымов К.Финна), и философский Гамлет, и веселая комедия Собака на сене, и забавный водевиль Лев Гурыч Синичкин. Комедийное дарование ярко проявилось в ролях Мирандолины (Хозяйка гостиницы) и Глафиры (Волки и овцы). Агароновой удавались также роли сатирические и острохарактерные, которые она стала играть позднее (Диана Не называя фамилий, Юльясевичева Мораль пани Дульской, Аркадина Чайка). Характерная черта Агароновой – выявление поэтического начала в роли. Артистка стремилась поднять все лучшее, что есть в человеке (Татьяна Ивановна Село Степанчиково, инсценировка по Достоевскому). В спектакле Одна Агаронова играла роль учительницы Марии Петровны. При всей слабости драматургического материала актрисе удалось создать цельный образ женщины-труженицы, по-своему домысливая авторский текст. Одной из самых желанных ролей была для Агароновой мамаша Кураж, и режиссер театра «Красный факел» К.Чернедяев, осуществляя задуманную постановку пьесы Брехта, поручил главную роль Агароновой.

    Умерла в 1985 в Ленинграде.

    См. также РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ).