Содержание статьи
    Также по теме

    АЛЬДА, АЛАН

    АЛЬДА, АЛАН (Alda, Alan) (наст. имя Альфонсо Джозеф д'Абруццо) (р. 1936), американский актер, писатель и режиссер. Созданный им образ «рубахи-парня» скрывает огромную, разнообразную и интересную творческую работу. Альда прежде всего известен своим комическим даром, унаследованным им от отца, актера Роберта Альды, игравшего в водевилях и разъезжавшего с сыном по всей стране. Альда вспоминал в Кто есть кто в комедии: «Помню, меня ради шутки выпустили на сцену во время чьего-то выхода, мне было тогда три года. Я все время проводил в театре и даже был чем-то вроде талисмана для стриптизерш и хористок».

    Альда родился 28 января 1936 в Нью-Йорке. В 1956 окончил нью-йоркский университет Фордхэма со степенью бакалавра. Участвовал в нескольких местных театральных постановках, а в 1959 дебютировал на Бродвее в роли Телефониста в спектакле Только в Америке (Only in America).

    В 1960-е активно работает на сцене. Продолжая играть в местном театре, он появляется и в бродвейских спектаклях: Крошка Абнер (Li'l Abner, 1960), Теории Дарвина (Darwin's Theories, 1960), Перли Победоносный (Purlie Victorious, 1961), На ухо Господу (A Whisper in God's Ear, 1962), Честная игра для влюбленных (Fair Game for Lovers, 1963), Сова и Киска (The Owl and the Pussycat, 1964) и Яблоня (The Apple Tree, 1966). За роль в Яблоне Альда был номинирован на премию Тони.

    Одновременно Альда снялся в нескольких фильмах: Те дни прошли, по пьесе Перли Победоносный (Gone Are the Days, 1963), в котором, как и в спектакле, Альда сыграл Чарли Котчипи, и Газетный Лев (Paper Lion, 1968), где Альда играл Джорджа Плимптона, бывшего журналиста, а затем футбольного игрока.

    Кроме того, Альда снимался в телесериалах, наиболее известный из них – Это все новости на эту неделю (That Was the Week That Was). Сериал сатирически пародировал новости прошедшей недели, он шел с 1964 по 1965.

    Именно на телевидении Альда сыграл свою самую продолжительную роль, с которой теперь всегда ассоциируется его имя: капитана Бенджамина Франклина Пирса по прозвищу Соколиный Глаз, острого на язык главвоенврача в сериале М.Э.Ш. (M*A*S*H) (другое название в прокате РЕН ТВ – Чертова служба в госпитале МЭШ). Сериал, снятый Ларри Гелбартом, шел с 1973 по 1983 и был телеверсией знаменитого фильма Роберта Олтмена (1970) под тем же названием. Действие этой антивоенной комедии разворачивается во время Корейской войны вокруг Передвижного Армейского Хирургического Госпиталя, или ПАХГ (Mobile Army Surgical Hospital – M*A*S*H*). Сериал стал одним из самых популярных и самых длинных за историю телевидения. До сих пор его повторные показы собирают значительную аудиторию. Альда не только сыграл в М.Э.Ш. несколько ведущих ролей, но и написал сценарии ко многим сериям, не раз выступил в качестве режиссера и был одним из его самых деятельных создателей. И поскольку сам Альда трудился над образом Соколиного Глаза, нет ничего удивительного в том, что этой герой получился не только смешным. Зрители могли наблюдать, как он растет и изменяется. Они сопереживали ему. За сериал М.Э.Ш. Альда получил шесть премий «Эмми» Национальной Академии телеискусств и наук как актер (1974, 1982), режиссер (1977, 1982) и сценарист (1977, 1982).

    Среди своих бесчисленных работ на телевидении сам Альда выделяет роль ведущего программы Открытия американской науки, шедшей на Пи-би-си с 1993 по 1997.

    Одновременно со съемками сериала М.Э.Ш. Альда снимался в кино. Среди фильмов с его участием: Вальс Мефистофеля (The Mephisto Waltz, 1971), Калифорнийская сюита (California Suite, 1978) и В тоже время через год (The Same Time, Next Year, 1978). В 1979 Альда написал сценарий и сам снялся в фильме Обольщение Джо Тайнана (The Seduction of Joe Tynan), картине о нравах американских политиков. В 1981 он выступил в роли автора сценария, режиссера и актера в фильме Четыре времени года (The Four Seasons). Оба фильма принесли ему огромный успех, в отличие от последующих подобных работ, где он также выступал одновременно как актер, режиссер и сценарист. Это фильмы Сладкая свобода (Sweet Liberty, 1986), Новая жизнь (A New Life, 1988) и Свадьба Бетси (Betsy's Wedding, 1990).

    Три фильма, принесших Альде наибольшую известность, были сняты режиссером Вуди Алленом по его же сценариям: Преступления и проступки (Crimes and Misdemeanors, 1989), Таинственное убийство в Манхэттене (Manhattan Murder Mystery, 1993) и Все говорят, что я люблю тебя (Everyone Says I Love You, 1996). Во всех трех фильмах особый комедийный стиль Вуди Аллена позволил наилучшим образом раскрыть актерские возможности Альды. За Преступления и проступки получил Премию Гриффита и Премию кинокритиков Нью-Йорка.

    Среди менее значительных фильмов Альды: Шорохи в темноте (Whispers in the Dark, 1992), интригующий триллер с Альдой в роли психиатра; А оркестр все играл (And the Band Played On, 1993), экранная версия бестселлера Рэнди Шилта о первых годах эпидемии СПИДа, снятая для кабельного телевидения; Заигрывая с бедой (Flirting with Disaster, 1996), странноватая комедия с Альдой и Лили Томлин в роли уже немолодых «детей цветов» (хиппи); и Предмет моей любви (The Object of My Affection, 1998), оригинальная, трогательная комедия признанного драматурга Уэнди Вассерстайна.

    В 1991 Альда вернулся на лондонскую сцену в возрожденном спектакле Наш городок (Our Town) Торнтона Уайлдера. В 1992 он снова приглашен на Бродвей на роль в пьесе Нила Саймона Женщина Джейка (Jake's Woman), за которую его еще раз номинируют на премию «Тони». Следующая работа Альды на Бродвее – роль во всемирно известной пьесе Йасмина Реца Искусство (Art). В 2001 Альда сыграл на сцене Центра Линкольна в Нью-Йорке в пьесе КЭД (QED) Питера Парнелла.

    См. также КИНО, ИСТОРИЯ.

          АЛАН АЛЬДА