Содержание статьи
    Также по теме

    АЛЕКСАНДРОВ, ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

    АЛЕКСАНДРОВ, ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1903–1983) (наст. фамилия Мормоненко), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1948). Родился 10 (23) января 1903 в Екатеринбурге. Работал помощником костюмера, декоратором, электротехником в Екатеринбургском оперном театре. Учился на курсах режиссеров Рабоче-крестьянского театра. В 1921–1924 – актер Первого Рабочего театра Пролеткульта в Москве. Тогда же начал работать в творческом содружестве с С.М.Эйзенштейном – сначала как актер в его театральных постановках (роль Глумова в спектакле Мудрец по пьесе А.Н.Островского На всякого мудреца довольно простоты, 1923), затем как актер и ассистент режиссера в фильме Стачка, актер и сорежиссер в фильме Броненосец «Потемкин».

    Александров с энтузиазмом воспринимал теоретические поиски и практические новации Эйзенштейна в области монтажа и актерского исполнения в кино, вместе с ним и В.Пудовкиным выступил одним из авторов творческого манифеста Будущее звуковой фильмы (1928). Совместно с Эйзенштейном написал сценарии и поставил фильмы Октябрь (1927) и Старое и новое (1929), выезжал вместе с ним в творческую командировку в США и Мексику, где работал над картиной Да здравствует Мексика!

    В 1930-е годы Александров обратился к жанру музыкальной комедии. С большим успехом дебютировал фильмом Веселые ребята (Кубок Международного кинофестиваля в Венеции, 1934), органично объединив в художественном пространстве фильма комическую эксцентрику, лирическую сюжетную линию и музыку И.Дунаевского. Картина имела значительный успех не только в СССР, но и за рубежом (под названием Москва смеется), удостоилась искренних комплиментов Ч.Чаплина. Не менее шумным успехом и всеобщей популярностью в СССР пользовался и следующий фильм Александрова – Цирк (Высшая премия на Международной выставке в Париже, 1937), где и в сюжете, и в рисунке исполнения главных ролей (Л.Орлова, С.Столяров), и в музыке Дунаевского на первый план вышли мотивы социально-патриотической мелодрамы, а комические гэги и репризы лишь интонировали все действие в веселом и оптимистичном ключе. Однако и здесь, и в своих последующих комедиях – Волга-Волга, Весна (Международная премия МКФ в Венеции, 1947), режиссер умело и изобретательно сочетал элемент политической пропаганды с чистой развлекательностью, вводил в действие колоритных сатирических персонажей, благодаря чему у зрителя не возникало ощущения идеологического нажима. Позднее, работая в жанре политического памфлета (Встреча на Эльбе) и биографического фильма (Композитор Глинка), Александров пошел на уступки политической конъюнктуре. В конце 1950-х годов пытался вернуться к формальным экспериментам в жанре музыкального ревю (Человек человеку, Русский сувенир). В завершение своей творческой биографии поставил картину о советских разведчиках (Скворец и лира), которая, однако, единодушно была расценена как полная неудача и в прокат не вышла.

    В истории отечественного кино Александров остался непревзойденным мастером музыкальной комедии «большого» стиля, сумевшим свести в единое русло патетику и эксцентрику. Был женат на актрисе Л.Орловой, сыгравшей главные роли в большинстве его картин.

    Умер Александров в Москве 16 декабря 1983.

          ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВ

    Литература

    Александров Г., Пудовкин В., Эйзенштейн С. Будущее звуковой фильмы. Заявка. – Советский экран, 1928, № 32
    Юренев Р. Г.Александров. М., 1939
    Фролов И. Г.Александров. М., 1975
    Сенчакова Г. Григорий Александров. Портрет режиссера. М., 1982
    Александров Г. Эпоха и кино. М., 1983