Содержание статьи
    Также по теме

    АНДРЕЕВА, МАРИЯ ФЕДОРОВНА

    АНДРЕЕВА, МAРИЯ ФЕДОРОВНА (урожд. Юрковская, в первом замужестве Желябужская) (1868–1953), русская актриса. Родилась в 1868 в Петербурге в театральной семье. Отец, Ф.А.Федоров-Юрковский, был режиссером Александринского театра, где актрисами работали также ее мать и сестра. Сценическую деятельность начала в 1886 на казанской сцене в антрепризе Медведева. Выйдя замуж за высокопоставленного чиновника А.А.Желябужского, прервала профессиональную артистическую карьеру, но со сцены не ушла. Выступала как актриса-любительница – сначала в Тифлисе в Артистическом кружке (сыграла Ларису в Бесприданнице Островского, Марьицу в Каширской старине Аверкиева и др), потом в Москве в Обществе искусства и литературы, где стала партнершей К.С.Станиславского и одной из наиболее ценимых им актрис на роли «героинь». Исключительные данные (редкая красота, грациозность, музыкальность) сочетались в ней с работоспособностью и преданностью сцене. С декабря 1894 Андреева сыграла в постановках Станиславского Олю Василькову в Светит, да не греет, Юдифь в Уриэле Акосте, Ларису в Бесприданнице, Раутенделейн в Потонувшем колоколе и др. Всего на сцене Общества сыграла 11 ролей.

    В труппе МХТ в первый сезон Андреева сыграла Порцию в Венецианском купце и Эдду в Эдде Габлер, которую оценил В.И.Немирович-Данченко. Рецензенты хвалили ее изящную и стильную Оливию в Двенадцатой ночи (1899). Отмечали трогательность, нежность, женственность Кете (Одинокие, 1899), отмечая, что образ Андреевой отошел от скромной мещаночки из пьесы Гауптмана.

    Весною 1900 в Ялте, во время гастрольной поездки МХТ, она познакомилась с Чеховым, который высоко оценил ее сценические способности (в частности, в роли Нины Заречной в Чайке, где она заменила Роксанову). В Трех сестрах, которые он вскоре передал в театр, Чехов предназначил Андреевой роль Ирины. Образ Ирины стал одной из лучших актерских работ Андреевой.

    В Ялте Андреева встретилась с Горьким (он пришел за кулисы после Эдды Габлер). Связав с ним свою судьбу, Андреева примкнула к революционному движению. От влюбленного в нее С.Т.Морозова (одного из богатейших российских купцов и крупнейших меценатов) она получила деньги на издание большевистской газеты «Искра» и другие партийные нужды; была издателем большевистской газеты «Новая жизнь».

    В На дне Горького (1902) Андреева сыграла Наташу. В это время она – одна из самых популярных и наиболее занятых в репертуаре актрис театра (всего на сцене МХТ ею сыграно 15 ролей). Среди них сказочный Лель в Снегурочке; характерная роль старой девы-труженицы Микалины в Микаэле Крамере; Вера Кирилловна в В мечтах. Андрееву называют в числе первых актрис Художественного театра. Станиславский, часто раздражающийся на капризы Андреевой, тем не менее упорно работает с ней, борясь с теми чертами характера и излишками самолюбия, которые мешают коллективному делу. Напряженные отношения складываются у актрисы с Немировичем-Данченко, которого она постоянно обвиняет в протежировании своей ученицы О.Книппер. Обостряются отношения Немировича-Данченко с Морозовым и Горьким. Актриса не удовлетворена как своим положением в театре, так и самим Художественным театром.

    В Вишневом саде (1904) она играла Варю (Немирович колебался, подойдет ли актрисе роль, Чехов из нескольких претенденток выбрал Андрееву). После разрыва Горького с Художественным театром Андреева с лета 1904 берет годовой отпуск. В ее планах создание нового театрального дела с Горьким, Саввой Морозовым, Комиссаржевской, Незлобиным. Здание для театра предполагалось снять на Литейном проспекте. Труппа должна была составиться из актеров театров Незлобина и Комиссаржевской. Она зовет в новое товарищество многих актеров МХТ, в том числе Качалова. Андреева ненадолго вернется в Художественный театр с начала сезона 1905–1906, сыграет Лизу в Детях солнца (1905).

    После поражения декабрьского восстания Андреева вместе с Горьким в начале 1906 перебирается за границу. В письмах 1913 выражает желание вернуться в МХТ (вместе с Качаловым и Москвиным Андреева рискнула возобновить и сыграть Одиноких в Киеве). По возвращении в Россию вступила в 1913 в Свободный театр к К.Марджанову, но пробыла там недолго. С сезона 1914–1915 стала актрисой труппы Н.Н.Синельникова в Киеве, где было сыграно десять ролей, в том числе Нины в Маскараде Лермонтова, Маши в Трех сестрах Чехова; Анны Демуриной в Цене жизни Немировича-Данченко, Бианки во Флорентийской трагедии Уайльда. С 1915 играла в Москве у Незлобина: Марит в Маленькой женщине О.Миртова, Зинаида Павловна Вересова в Законе дикаря Арцыбашева и др.