Содержание статьи
    Также по теме

    АНДЖАПАРИДЗЕ, ВЕРИКО ИВЛИАНОВНА

    АНДЖАПАРИДЗЕ, ВЕРИКО ИВЛИАНОВНА (Вера), (1900–1987), грузинская советская актриса, народная артистка СССР (1950), педагог Тбилисского театрального института им. Ш.Руставели. Трижды награждалась Сталинской премией I степени (1943, 1946, 1952), четырежды орденом Ленина, трижды орденом Трудового Красного знамени, лауреат премий им. Ш.Руставели (1979) и К.Марджанишвили (1975), Герой Социалистического Труда (1979), почетный гражданин г.Тбилиси.

    Родилась 6 октября 1900 в Кутаиси, в семье нотариуса. С детства воспитывалась в творческой атмосфере. После окончания гимназии уехала в Москву, поступила в драматическую студию актера Малого театра С.В.Айдарова (1916–1917). Своим первым учителем считала И.Н.Певцова, который готовил с ней роль Саломеи в пьесе О.Уайльда для своего будущего Музыкального театра драмы. Революция помешала дальнейшей учебе. Ей пришлось вернуться в Грузию, где в студии актера парижского театра «Антуан» Г.Джабадари в Тифлисе собиралась талантливая молодежь (1918–1920). Там она встретила своего будущего мужа М.Э.Чиаурели. Когда студия распалась, пришла работать в театр им.Ш.Руставели (Тбилиси) под руководством С.Ахметели (1920–1927). В 1922 побывала в пятимесячной командировке в Берлине, в 1926–1927 работала в Батумском театре под руководством А.Пагава. Этапом в жизни стал 1928, когда Верико познакомилась с основоположником грузинского театра К.А.Марджанишвили, который приехал в Грузию со своим знаменитым спектаклем Фуэнте Овехуна по Лопе де Вега. С тех пор она – актриса его театра, сподвижница и лучшая представительница его школы, работала в театре им. К.Марджанишвили и как актриса, и как режиссер, в 1957–1960 была художественным руководителем театра. В 1933 работала в Московском реалистическом театре под руководством Н.П.Охлопкова.

    Анджапаридзе представляла романтическое течение грузинского театра. Наделенная прекрасными внешними данными, одухотворенной красотой, уникальным грудным голосом, она умела создать яркий сценический образ, проникнутый тонким лиризмом, убедительным психологическим рисунком. Блестяще владела актерской техникой, «плела кружева» из филигранно отшлифованных деталей характера: интонаций, жестов, мимики. Играя сложные роли мировой и отечественной драматургии, быстро завоевала славу грузинской Комиссаржевской. За первыми триумфальными успехами в спектаклях Марджанишвили Гамлет У.Шекспира (1928) и Уриэль Акоста К.Гуцкова (1929) в ролях Офелии и Юдифи, ставших вершинами ее творчества, последовали Графиня в комедии Бомарше (1937) и Дездемона Шекспира (1932), Луиза Шиллера (1937) и Лариса Островского(1944), Мирандолина Гольдони и Медея Еврипида(1962). Лучшие роли: Гинатре (Гурия Ниношвили Дадиани, 1934), Джавара и Цыганка (Изгнанник В.Пшавела, 1945), Клеопатра (Антоний и Клеопатра Шекспира, 1951), Маргарита Готье (Дама с камелиями Дюма-сына, 1940), Мария Стюарт (одноименная пьеса Шиллера, 1955), Бабушка Эухенья (Деревья умирают стоя А. Касоны, 1957), Мать (Мать К.Чапека, 1965). Любимыми ролями считала Юдифь, которую играла на протяжении сорока лет, Гинатре, Маргариту Готье, Клеопатру, Бабушку (свою первую возрастную роль) а несыгранной – Джульетту (Марджанов собирался поставить трагедию Шекспира с Джульеттой – Н.Вачнадзе и Ромео – В.Анджапаридзе, но этот своеобразный проект остался неосуществленным). Верико была универсальной актрисой, умела блеснуть и комедийными красками (Графиня в Женитьбе Фигаро, 1937, Мирандолина в Хозяйке гостиницы, где партнером Верико был С.Закаридзе). Известно, что когда Верико сыграла роль Маргариты в Даме с камелиями, В.И.Немирович-Данченко сказал: «Наконец-то на старости лет я тебя увидел. Таким актрисам я при жизни ставил бы памятники». И сравнил ее с Сарой Бернар. Последними ее работами стали фру Альвинг в Привидениях Г.Ибсена (1978) и Ненни в постановке С.Чиаурели Влияние гамма лучей на бледно-желтые ноготки по пьесе П.Зинделла (1984). Работы как режиссера: Измена А.Сумбатова-Южина, 1966, Дон Карлос И.Шиллера, 1972. В 1972 как режиссер возобновила легендарный спектакль Марджанишвили Уриэль Акоста, посвятив его 100-летию со дня рождения учителя (Юдифь сыграла ее дочь, Софико Чиаурели).

    С 1923 снималась в кино, в основном у М.Э.Чиаурели в фильмах. Сниматься в кино не любила, она не чувствовала логики создания характера и реакции зрителя на ее работу. Лишь Русудан (Георгий Саакадзе) и мать в Отаровой вдове по драме И.Чавчавадзе она признавала своими творческими удачами, возможно потому, что судьбы героинь были близки ее личной драме – потере уже взрослого сына.