Содержание статьи
    Также по теме

    АНТОНИОНИ, МИКЕЛАНДЖЕЛО

    АНТОНИОНИ, МИКЕЛАНДЖЕЛО (Antonioni, Michelangelo) (р. 1912) – итальянский кинорежиссер, сценарист. Родился 29 сентября 1912 в Ферраре, в 1935 окончил году Высшую школу экономики и коммерции Болонского университета, работал в банке. В конце 30-х – начале 40-х годов был кинокритиком – сначала в региональной газете, затем в столичной прессе, причем как в официальном фашистском журнале «Чинема», так и в подпольно издававшейся во время войны газете «Италия либера».

    В эти же годы решил заняться кинорежиссурой, впервые заглянув в объектив кинокамеры – по собственным словам – в сумасшедшем доме, где собирался снимать любительский фильм о душевнобольных, который так и не сделал. В 1940 посещал Экспериментальный киноцентр в Риме, где в это время рождались идеи неореализма, и откуда вышли многие режиссеры этого течения в киноискусстве. Практическую работу в кино начал ассистентом режиссера на фильме Марселя Карне Вечерние посетители (1942). Сотрудничал с большинством ведущих итальянских режиссеров 40–50-х годов, участвуя в написании сценариев фильмов Роберто Росселлини Пилот возвращается (1942), Джузеппе Де Сантиса Трагическая охота (1947), Лукино Висконти Процесс М.Тарновской (нереализованный сценарий) и Федерико Феллини Белый шейх (1952).

    Первая самостоятельная работа – съемки в 1943 году документального фильма Люди с По о бедняках, живущих в долине этой реки, что было новой для итальянского кино темой и предвосхищало круг интересов возникшего двумя годами позже неореализма. Однако большая часть материала картины была утрачена в годы войны, и смонтированный из оставшихся фрагментов в 1947 году фильм уже не произвел сильного впечатления на зрителей и профессионалов; тем не менее, Антониони впоследствии говорил: «мысль, что я, так сказать, в одиночку «изобрел» неореализм, доставляет мне внутреннее удовлетворение». После войны он снял еще несколько документальных фильмов, также следовавших в русле неореализма.

    Ранние игровые фильмы Антониони – Хроника одной любви (1950), Побежденные (1952), Дама без камелий (1953), Крик (1957) и другие – были охарактеризованы критикой как «внутренний неореализм», поскольку в них центр внимания был смещен с привычных для неореалистических картин особенностей быта и социальных отношений к внутреннему миру персонажей. В этих фильмах уже проявились основные черты режиссерского почерка Антониони – замедленный темп, склонность к длинным планам, внимание к деталям материальной среды, – которые в дальнейших работах режиссера оформились в качественно новый оригинальный авторский стиль.

    Следующие три фильма, которые обычно объединяют в т.н. трилогию отчуждения (некоммуникабельности) – Приключение (1960), Ночь (1961) и Затмение (1962) – посвящены людям, утратившим способность к близким человеческим отношениям и безуспешно ищущим выход из одиночества. Так впервые в киноискусстве (чуть раньше тематически близких фильмов Ингмара Бергмана Молчание (1962) и Персона (1966)) была раскрыта проблема некоммуникабельности в современном обществе. Состояние одиночества персонажей и общая атмосфера отчужденности в этих фильмах создавались в значительной степени с помощью передаваемого на экране состояния вещного мира: долгие медленные кадры, сосредоточенные на отдельных предметах, и общие планы, на которых почти ничего не происходит, начинали жить своей собственной жизнью, воплощавшей внутренний мир персонажей. Этот новый способ раскрытия человеческой психологии средствами кинематографа стал, по-видимому, наиболее значительным открытием Антониони в области киноязыка и оказал большое влияние на дальнейшее развитие мирового кинематографа (сильнее всего – на фильмы Миклоша Янчо и Андрея Тарковского).

    Следующий фильм режиссера – Красная пустыня (1964, главный приз в Венеции) – тематически примыкает к трем предыдущим (вследствие чего иногда говорят о «тетралогии отчуждения»), но изобразительно существенно от них отличается. В этой первой своей цветной картине Антониони выразил внутренний мир героини не столько с помощью форм и фактур внешнего мира, сколько с помощью его цветов, которые в некоторых сценах менялись в зависимости от состояния героини. Одновременно изображение в фильме наполнилось насыщенными цветными плоскостями, причудливо изогнутыми трубами и т.п. Цветные ядовитые дымы и горы шлаков дали повод многим критикам расценить фильм как обличающий пороки невнимательной к экологии цивилизации. Но в действительности режиссер, о котором говорили, что он стремился показать красоту этого мира, где даже заводы могут быть прекрасными, просто констатировал новый тип эстетики, принесенный современным промышленно-бытовым дизайном, что визуально утвердило мысль о приходе постиндустриальной цивилизации и культуры, качественно отличающейся от всей предшествовавшей. Этот аспект фильма прошел незамеченным, и только в последние два десятилетия, когда такая эстетика стала доминирующей в кинематографе и видеоклипах, стало понятно, что Антониони опять в одиночку угадал будущее киноискусства.

    В следующих своих работах, каждую из которых он снимал в новой стране, Антониони отказался от изобразительных поисков и сосредоточился на различных сторонах утвердившегося мироустройства. В поставленном в Великобритании фильме Фотоувеличение (Блоу-ап, по рассказу Хулио Кортасара, 1966) фотограф, пытающийся разобраться в событиях, случайным свидетелем которых он стал, оказывается неспособным проникнуть в суть явлений, теряющихся за своей видимой оболочкой. В сделанной в США картине Забриски Пойнт (1969) герои фильма – бунтующие студенты – находятся в положении между различными частями общества, раскол которого воплощается, в том числе, и визуальным конфликтом между Долиной Смерти и современным городом. Уставший от жизни герой снятого в Африке и Испании фильма Профессия: репортер (1975) попытался жить жизнью другого человека, но оказался втянутым в проблемы, куда более серьезные, чем те, от которых он бежал. В 1972 Антониони снял полнометражный документальный фильм Китай, в конце 70-х собирался делать фильм в СССР, в Средней Азии.

    В 1980 снял телефильм Тайна Обервальда (по пьесе Жана Кокто Двуглавый орел), где, пренебрегая сюжетом, сосредоточился на цветовых возможностях, которые давали новые на тот момент телевизионные технологии. В 1981 году поставил фильм Идентификация женщины, в 1990 – Экипаж, который он (несмотря на производственную простоту этого фильма) готовил несколько лет.

    В 1996 вышел фильм За облаками, снятый совместно с Вимом Вендерсом, который считает себя последователем Антониони. Доля участия каждого из сорежиссеров в картине неизвестна, и существуют сомнения, что почти слепой 84-летний Антониони вообще имел сколько-нибудь реальное отношение к постановке фильма, но, тем не менее, фильм сделан в «фирменной» антониониевской эстетике и выглядит как ранняя картина режиссера, но только в цвете.

    Микеланджело Антониони – соавтор сценариев всех своих фильмов (кроме новеллы Предисловие: кинопроба в фильме Три лица (1965)). Также известен как писатель и художник, в 1957–1958 поставил в римском театре «Элизео» пьесы Тайные скандалы (одним из авторов которой он был) и Я – камера.

    ФИЛЬМОГРАФИЯ

    Пилот возвращается (Un pilota ritorna, режиссер Роберто Росселлини, 1942) – соавтор сценария; Вечерние посетители (Les visiteurs du soir, режиссер Марсель Карне, 1942) – ассистент режиссера; Двое неизвестных (I due foscari, режиссер Энрико Фулькиньони, 1942) – соавтор сценария, ассистент режиссера;Люди с По, документальный (Genten del Po, 1943-1947) – режиссер; Трагическая охота (Caccia tragica, режиссер Джузеппе Де Сантис, 1947) – соавтор сценария; Метельщики улиц, документальный (Netezza urbana, N.U., 1948) – режиссер; Суеверие, документальный (Superstizione, 1948) – режиссер (фильм закончен без участия Антониони); Любовное притворство, документальный (Amoroza menzogna, 1949) – режиссер;Семь канн, один костюм, документальный (Sette canne e un vestito, 1950) – режиссер; Вилла монстров, документальный (La villa dei mostri, 1950) – режиссер; Канатная дорога в Фалории, документальный (La funivia del Faloria, 1950) – режиссер; Хроника одной любви (Cronaca di un amore, 1950) – режиссер, соавтор сценария; Белый шейх (Lo sceicco bianco, режиссер Федерико Феллини, 1952) – соавтор сюжета; Побежденные (I viniti, 1952) – режиссер, соавтор сценария; Дама без камелий (La signora senza camelie, 1953) – режиссер, соавтор сценария; Любовь в городе (L'amore in citta, альманах, 1953) – режиссер и соавтор сценария новеллы Попытка самоубийства (Tentato suicidio); Подруги (Le amiche, по повести Чезаре Павезе Среди женщин, 1955, приз в Венеции) – режиссер, соавтор сценария; Крик (Il grido, в сов. прокате Отчаяние, 1957) – режиссер, соавтор сценария; Буря (La tempesta, режиссер Альберто Латтуада, по повести Александра Пушкина Капитанская дочка, 1958) – режиссер второй группы; Приключение (L'avventura, 1960, спец. приз в Канне) – режиссер, соавтор сценария; Ночь (La notte, 1961, гл. приз в Берлине) – режиссер, соавтор сценария; Затмение (L'eclisse, 1962, спец. приз в Канне) – режиссер, соавтор сценария; Красная пустыня (Deserto rosso, 1964, гл. приз в Венеции) – режиссер, соавтор сценария; Три лица (I tre volti, альманах, 1965) – режиссер новеллы Предисловие: кинопроба (Prefazione); Фотоувеличение (Блоу-ап, Blow-up, 1966, гл. пр. в Канне) – режиссер, соавтор сценария; Забриски Пойнт (Zabriskie Point, 1969) – режиссер, соавтор сценария; Профессия: репортер (Professione: reporter, The Passenger, 1975) – режиссер, соавтор сценария; Китай, документальный (Chung kuo, 1972) – режиссер; Тайна Обервальда, телефильм (Il misterio di Oberwald, по пьесе Жана Кокто Двуглавый орел, 1980) – режиссер, соавтор сценария; Идентификация женщины (Identificazione di una donna, 1981) – режиссер, соавтор сценария; Экипаж (The Crew, 1990) – режиссер, соавтор сценария; Вулканы и карнавал (Volcanoes and Carnival, 1992) – режиссер, соавтор сценария; За облаками (Beyond the Clouds, 1996) – сорежиссер, соавтор сценария; Эрос/эпизод «Опасная связь вещей» (Eros/Il filo pericoloso delle cose, 2004)

    Сергей Филиппов

     Photofest     КАДР ИЗ ФИЛЬМА МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ НОЧЬ. Моника Витти (слева) и Жанна Моро (справа).       Photofest     КАДР ИЗ ФИЛЬМА МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ ПРИКЛЮЧЕНИЕ

    Литература

    Thirard R., Thirard P. Antonioni. P., 1963
    Bernardini A. Michelandgelo Antonioni da «Gente del Po» a «Blow-up». Milano, 1967
    Lyons R. J. Michelandgelo Antonioni's neo-realism. N.Y., 1976
    Антониони об Антониони. – Сб.: М., 1986